Смекни!
smekni.com

Философия Платона 7 (стр. 1 из 2)

Философия Платона

Платон(427-347 до н.э.) ученик Сократа переходит за пределы чувственного мира в область сверхчувственного, используя мыслительный опыт Пифагора (число), Гераклита (логос), Парменида (бытие). Платон — признанный родоначальник объективного идеализма. Основа его философии – это концепция идей: существует неизменный сверхчувственный мир идей как мир чистых сущностей, мир подлинного, вечного и неизменного бытия. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, и для любой ве­щи данного класса обозначает­ся одним именем (есть множество лошадей, карлико­вых и нормальных, пегих и вороных, но все объединяются одной идеей лошадность). Идея -это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Идея соотносится как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи уни­версальны, поэтому они представляют собой мощнейшее философское средство!

Прекрасное как идея присуще различным вещам в разной сте­пени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Пре­красное не есть что-то физическое, то есть его нельзя взвесить, потрогать руками, оно есть метафизическое (то что существует после физического). Его нель­зя увидеть глазами, оно умозритель­но и его можно охватить только умом. Кроме того, идеи находятся не в материальных вещах и не в уме человека, а в некоем мире, который Платонназывал Гиперуранцей (дословно: по ту сторону неба). Занимаясь поиском истины, добра и прекрасного, Платон утверждал, что они носят идеальный характер, и потому неизменны, они и есть истинное бытие.

Идеи не равнозначны, поэтому есть высшая идея — идея Благаэто мировойпринцип (источник истины, гармонии и красоты, причина прекрасного).

В природе же все возникает на время, а погибает навечно, поэтому материи как антиподу истинного бытия присущи изменчивость, вещность, временность, несовершенство, зло и несвобода.

Платон свою концепцию идей использует в следующих учениях: о космосе (космология),о человеке (антропология),об обществе.

Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург)соединил идеи с материей,получился Космос. В качестве образца для сотворения деми­ург взял мир идей. Почти 2000 лет многие поко­ления людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно его космологией.

Антропология Платона. Концепция любви. У каж­дого человека есть тело и душа. Душа — главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состо­ит добродетель.Душа реализует себя в добродетелях уме­ренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто по­нимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее — мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только позна­ние, но и любовь.

Суть любви в движении к благу, прекрасному, сча­стью. Платонвоспевал любовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной просто­те. Любовь, по Платону,это мост, соединяющий те­лесное, чувственное с духовно-возвышенным. Счастье возможно лишь в загробном мире, когда душа освободится от оков бренного тела.

Учение Платона об обществе. Главная идея обще­ственного благоустройства — это идея справедливости. Те, кто достиг­ стадии умеренности, должны быть крестьянами, ремесленника­ми для производства материальных благ, продавцами (купцами). Тем, в которых преоблада­ет волевая, мужественная душа, суждено стать стража­ми дляохраны государства от внешних и внутренних врагов. И только достигшим в своем духовном развитии мудрости по праву можно быть правителями-философами, политическими, госу­дарственными деятелями. В совершенном государстве между тремя описанными выше классами общества долж­на быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души. Платон создал теорию идеального государства, которым руководят мудрецы, на основе разума организующие жизнь общества. Для преодоления социальной несправедливости Платон предлагал ликвидировать собственность и семью, воспитывать новое поколение людей, чуждых разрушительного эгоизма. Он предлагал свои рецепты политикам, те их отвер­гли как несоответствующие сложным жизненным ре­алиям. В современную эпоху политики всех развитых стран часто ставят на первое место именно идею справедли­вости (идею Платона).

Платон стал основоположником теории типов государственного устройства: власть одного (монархия — власть лучшего; тирания — власть злодея), власть группы людей (аристократия — власть лучших; олигархия — власть богатых и безнравственных; тимократия — власть военных и честолюбивых), власть народа (демократия — власть личностей; охлократия — власть толпы). Справедливыми типами государственного устройства Платон считал лишь монархию и аристократию, наиболее несправедливыми — тиранию, олигархию и демократию (где к власти благодаря демократическим процедурам приходят болтуны и трутни, которые в погоне за свободой разрушают нравственные основы жизни и, тем самым, подготавливают почву для тирании).

Сочинения Платона написаны в основном в форме диалогов, и посвящены, например, бессмертию души («Федон»), справедливости («Государство»), теории идей («Федр»).

Философия Аристотеля

Аристотель (Стагирит) (384-322 до н.э., Северная Греция; ученик Платона в течении 20 лет, но не его последователь; учитель Александра Македонского, основатель Лицея).

Учение о форме и четырех причинах. В своей «метафизике» (учении о сверхчувственных вечных сущностях, постигаемых умозрением) Аристотель, преодолевая идеализм Платона, выдвинул учение о материи и форме, перенеся акцент с идеи на форму. Рассматривая отдельные вещи, такие как камень, растение, животное, человека, Аристотель выделя­ет в них материю(субстрат)и форму. В бронзовой статуе материя — это бронза, а форма — очертания ста­туи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком:его материя — это кости и мясо, а форма — душа. Для животного формой является животная душа, для растения — растительная душа. Любая вещь — единство материи и формы. Форма важнее материи, она есть глав­ная причина бытия.Всего причин четыре: формаль­ная — сущность вещи; материальная — субстрат вещи; действующая — то, что приводит в движение и обуслав­ливает изменения; целевая — во имя чего совершает­ся действие.

Итак, единичное бытие есть син­тез материи и формы. Материя — это возможностьбы­тия, а форма есть осуществление этой возможности, акт.Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя-медь есть возможность шара и статуи.

Форма выражается понятиеми оноспра­ведливо и без материи, то есть понятие шара справедли­во и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Поня­тие принадлежит уму человека. Выходит, что форма — это сущность и отдельного единичного предмета, и по­нятия об этом предмете.

Высшая форма и «форма всех форм» — Бог как перводвигатель, божественный абсолютный Ум, предельные понятия о бытии. Бог умственно совершенен, он источник всякого движения, неподви­жен, не имеет истории, значит, вечен. Бог Аристоте­ля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей. Если человек по-настояще­му возжелает быть похожим на бога, то ему в первую очередь надлежит развивать свой ум. Таким образом, рассматривая динами­ку процессов, движений, изменений через переход возможности (материи) в дейст­вительность (форму материи) Аристотель считается первооткрывателем динамизма и телеологии (учение о цели).

Взаимодействие материи и формы приводит к образованию все более сложных высокоорганизованных существ и этот процесс телеологичен, т. е. изначально предполагает цель, заложенную божественным Умом. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Процесс формообразования завершается возникновением человека, семьи, государства. Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты. Телеоло­гия, развитая Аристотелем,оказывается мощным ин­струментарием в деле понимания человека, его дея­ний и общества.

Этика Аристотеля. Для него этика в отличие от физики и математики есть практическая наука. Последней целью и последним благом является счастье. Счастье для Аристоте­ля — это совпадение добродетели человека с внеш­ней ситуацией, а не жизнь, растраченная на удовольствия, на­слаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство. Он особенно высоко ценил сле­дующие добродетели: разумную мудрость, практичес­кую мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

Превыше всего разумная му­дрость, с ее помощью по­стигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей являет­ся справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться.

Политология Аристотеля. По своей природе человек — «политическое животное». Все люди стремятся к приобретению знаний и материальных благ. Инстинкт собственности является врожденным. Аристотель отверг идею Платона об идеальном государстве и необходимости в нем чрезмерного единства. В государстве, по Аристотелю, должны преобладать средние имущественные слои общества, а лучшим считается государство, способствующее достижению благой жизни.

В своих политических воз­зрениях Аристотельво многом повторяет Платона.Фор­мы государственного устройства он делит на правильные (монархия, аристократия, полития, где достигается польза для всех) и неправиль­ные (тирания, олигархия, демократия, где польза для некоторых). Он критически относился к демократии, ибо считал, что ее принципами являются неоправданная свобода и нищета, в том числе духовная. Современ­ному слову «демократия» больше соответствует ан­тичный термин «полития».