Смекни!
smekni.com

Философия Владимира Соловьёва 3 (стр. 3 из 6)

Личность человека - на первом плане. Но этот план то­же далеко не окончательный. Вл. Соловьев дает целую теорию семьи, где личность хотя и на первом плане, но находится в согласии с другим рядом личностей, или предков, или потомков. Половая любовь вполне оправданна, но и она не довлеет, а со­держит в себе и многое другое. Деторождение благо - благо, но тоже не единственное. Личность есть полнота, но для завершения этой полноты она нуждается в обществе. Общество есть полнота, но завершение этой полноты не просто в обществе, а во всем историческом процессе, т.е. в человечестве. Экономическая и политическая жизнь, государство и право - это неотъемлемые мо­менты исторического стремления человечества к правде и добру. Но и самая общая нравственная организация должна быть религи­озной и завершаться во вселенской церкви, считает Вл. Соловь­ев.

Философ подчеркивает здесь, что человечество не может развиваться, если нет безусловной цели развития. Так как цель развития человечества - это незыблемая полнота и взаимопрони­занность материальных и духовных сил, то необходимо эту цель человечества наименовать каким-нибудь особым термином. Для ре­лигиозного философа Вл. Соловьева этим термином является "цер­ковь".

Что можно сказать о Соловьеве как о философе в целом? Во-первых, необходимо отметить его необычайную склонность к по­нятийной философии, как в ее истории, так и в ее системати­ческом построении. Его дарования в этой области не только рав­нялись многим выдающимся европейским философам, но по силе эти дарований и по убедительности логики он превзошел многих из них.

Во-вторых, понятийная философия у Вл. Соловьева всег­да отличалась весьма острым историзмом, при котором ни одна теория не отбрасывалась без разбору, а, наоборот, всякое фи­лософское направление получало у него законное место, органи­чески вход в общечеловеческий прогресс мысли и жизни.

В-третьих, понятийная философия имела для Вл. Соловь­ева настолько самостоятельное значение, что, в сущности гово­ря, не нуждалась даже в авторитете веры, что отнюдь не означа­ло для Вл. Соловьева, что разум исключал веру и откровение. Это значило лишь освобождение его от всяких авторитетов и пре­доставление его полной свободе, что приводило его (разум) в конечном итоге к тому же самому мировоззрению, которого требо­вал авторитет веры. В идеале Вл. Соловьев мыслил себе такую понятийную систему разума, которая вполне параллельна вере и откровению, но создается собственными усилиями самого разума.

В-четвертых, всей теоретическая философия Вл. Соловь­ева обладает удивительной особенностью, о которой мы упоминали уже не раз, Она во многом совпадает с различными философскими учениями, которыми изобилует человечество. Но при этом фи­лософское рассуждение в теоретических вопросах мысли развива­ется у Вл. Соловьева слишком искренне и убедительно, а также самостоятельно и тончайшим образом критически, так что нет ни­какой возможности говорить о каких-нибудь прямых заимствовани­ях у других мыслителей. Получается даже исторический парадокс: Вл. Соловьев весьма близок ко многим философам, но он мыслит настолько самостоятельно, что как будто бы этих философов не существовало или как будто бы он с ними не был знаком. Но ост­рая критика Вл. Соловьевым многих зарубежных философов свиде­тельствует о том, что он не только не был с ними знаком, но и умел находить у них такие особенности, которые были для них уничтожающими. Но критика всегда подается у него в тонах впол­не спокойного и даже созерцательного раздумья.

В-пятых, при большой любви к абстрактно-категориаль­ным операциям, при такой, можно сказать влюбленности в чистую мысль Вл. Соловьев вовсе не превратился в абстрактного систе­матика на всю жизнь, а, наоборот, оставался им лишь в ранней молодости. Конечно, эти понятийные конструкции никогда не отб­расывались Вл. Соловьевым целиком и полностью. Но уже с самого начала 80-х годов его начинают волновать совсем другие воп­росы, зачастую отнюдь не философские. [5]

Отметим некоторые характерные черты философских построений Владимира Соловьева.

Софиология

Термин София пришел в русскую философию из эллинистической научной мысли. Наибольшей полнотой теория софизма обладала у неоплатоников. В буквальном переводе с греческого слово "София" означает мудрость, премудрость.

В России именно Соловьев вводит термин София в свою систему. София в его устах приобретает существенно иной смысл, нежели в античной неоплатонистской традиции и воспринявший ее элементы христианской мистике средневековья.

У Вл. Соловьева София носит двойственный характер. С одной стороны он вводит ее в контекст христианской теософии. С другой она предстает в его трудах в качестве наиболее мистического элемента как самого философско-теоретического мышления, так и конструируемой им системы "положительного всеединства".[6]

София с точки зрения Соловьева есть "тело Божие, материя божества". Немаловажна для него и возможность воплощения Софии в реальную личность, когда она становится предметом не только чисто рационального акта мышления, но интимно-эмоционального переживания. София выступает носителем обобществленной человечности, становясь залогом осуществления исторической судьбы человека и мира.

Во многом идея Софии носит у Соловьева и мистический характер, объясняемый, прежде всего, личностными переживаниями автора. Но одновременно она и носитель абсолютной истины, и образ Вечной Жены, и многое-многое другое.

Табл. 2.

Аспекты Софии по Вл. Соловьеву

Аспект

Комментарий

диалектическая противоречивость

София сочетает в себе черты Единого и многого

нетварная и тварная София

София сочетает в себе тварность и нетварность. С одной стороны она есть Премудрость Божья, с другой – она инобытие космоса и человека.

София как разумный аспект космоса

София представляет собой силу, благоустраивающую космос в его цельности и органичности.

антропологический

София является неизменным атрибутом как человеческого общества, таки и отдельно взятых личностей.

вечная женственность

В мистической философии Соловьева Софии отводилось место идеала женской красоты в ее нетленном и вечном состоянии.

интимно-романтический

Для Соловьева София является, прежде всего, внутренним переживанием, и в то же время образом вечно воплощающегося и всего прекрасного.

противоречивость женственности

София обладает двумя характерными сторонами. Она по-женски восприимчива, изменчива, покойна, и в то же время в ней присутствуют начала творческой, разумной активности, что приписывается мужскому характеру.

эстетический

София выступает как носитель вечной красоты и вечного вдохновения.

магический

Как одна из ипостасей мирового единства София может выступать реальной силой, противостоящей "глубинам дьявольским". Соловьев создает особую молитву, обращенную к Софии как объекту поклонения.

национальный

София имеет особое значение для русской народной культуры. Она присутствует в ней как "социальное воплощение Божества в Церкви Вселенской". России уготована особая роль в становлении вселенского человечества в его единстве.

методологический

София напрямую выводит философско-теоретическое познание на практику, понимаемую как социально-культурная практика единого человечества.

Отдельно необходимо упомянуть о гносеологическом аспекте софийной философии Соловьева. София с его точки зрения проходит путь от трансцендентального божественного знания через изолированное развитие отдельных путей познания реальности (эмпирического, рационального, мистического) к становлению цельного знания и конечное его воплощение в богочеловеческом овладении силами Вселенной.

Предложенный Соловьевым вариант методологического обоснования идеи всеединства самым серьезным образом повлиял на всю последующую философскую мысль России. София выступает у Соловьева не просто носителем и выражением мистической истины, но, в гораздо большей степени, - как носитель идеи цельного знания.