Смекни!
smekni.com

Основные этапы развития философии (стр. 5 из 6)

Направление,

школа

Философ, годы жизни

Основные труды

Основные проблемы, понятия и принципы

Сущность главных идей

Марксизм К.Маркс, (1818 – 1883) "К критике гегелевской философии права. Введение","К еврейскому вопросу","Исторический материализм","Капитал". Проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя. Деятельностный подход.Всеобщая теория общества. Противоречия между предпринимателем и рабочим являются центральными в социуме, более того, ведущим фактором социальных изменений. Человеческая история – это история борьбы между собой больших общественных групп. Идея революции большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого. Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Марксизм Ф.Энгельс, (1820 – 1895) "Положение рабочего класса в Англии","Манифест Коммунистической партии"(совместно с Марксом), "Диалектика природы". Полемика и прогнозирование метода и пафоса марксовой доктрины к событиям реальной истории. Диалектический материализм. Социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. Экономическая основа общества лишь "в конечном счете" обусловливает явления духовной жизни. Любое историческое событие являет собой результат ("равнодействующую")столкновения значительной совокупности разно-векторных людских хотений и воль.
Позитивизм О.Конт, (1798 – 1857) "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества". Общая теория гомогенности. Суть"позитивного":1)реальность;2)полезность;3)достоверность;4)точность. Три стадии развития человеческого духа:1)теологическая;2)метафизическая;3)научная(позитивная). Позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом). Эволюционная теория социального развития в противовес революционной,опирается на четыре принципа: принцип условий существования,принцип единообразия человеческой природы, принцип консенсуса, принцип эволюции.
Позитивизм Дж.С.Милль, (1806 – 1873) "Система логики", "Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии". Законы производства, законы распределения. Концепция нейтральности денег. Теория стоимости. Богатство – это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. Противопоставление законов производства и законов распределения.
Позитивизм Э.Мах, (1838 – 1916) "Принцип сохранения работы,история и корень его", "Анализ ощущений и отношение физического к психическому","Познание и заблуждение". Проблемы научного познания. Идея относительности. Анализ формально-логических структур научных теорий. Наука суть попытка экономного обращения с опытом. Задача науки – искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. Познание – всего лишь процесс прогрессивной адаптации человека к среде. Природа не содержит "причин" и "следствий",в ней все просто "случается" – и это может быть зафиксировано формулами функциональных взаимоотношений.
Позитивизм Р.Авенариус, (1843 – 1896) "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта","Человеческое понятие о мире". Эмпириокритицизм–"надпартийный" философский подход,критически рассматривающий все, якобы проверенные,истины. Учение об "эмпириокритической принципиальной координации". Философия как строгая наука наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Преодоление дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрытие эффекта воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту.
Неопозитивизм Б.Рассел, (1872 – 1970) "Критическое исследование философии Лейбница", "Принципы математики", "О истории", "Философские очерки", "Философия Уильяма Джеймса", "Проблемы философии", "Сущность религии","Научный метод в философии". История философии.Плюрализм как философско-исторический принцип. "Логический атомизм". Проблемы интеллектуальных пределов эмпиризма и вопросы доминирующих ценностей процесса познания. Нейтральный монизм. История философии суть история оригинальных концепций выдающихся мыслителей. Философствование есть субъективированное выявление смысла той жизненной ситуации, из которой и вырастает соответствующее философское направление. Философия – это средство логического анализа и постижения всех форм дискурса. Предметом философии выступает логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. В основании всего сущего лежит не материя, а "нейтральный материал", в котором материя стала больше похожа на разум.
Неопозитивизм Л.Витгенштейн, (1889 – 1951) "Логико-философский трактат" (1921), "Философские исследования". Логический и лингвистический этапы в становлении аналитической философии. Термин: "картина мира". Принципы философского творчества: 1) противопоставление этического и логического;2) отказ от сомнения в тех областях, где "нельзя спрашивать";3) идея, что "вопросы, которые мы ставим, и наши сомнения основываются на том, что определенные предложения освобождены от сомнения, что они, словно петли, на которых вращаются эти вопросы и сомнения..."
Неопозитивизм Р.Карнап, (1891 – 1970) "Логическое построение мира","Мнимые проблемы в философии", "Преодоление метафизики логическим анализом языка","Физикалистский язык как универсальный язык науки". Теория познания. Научная философия. Неопозитивистская модель организации научного знания. "Принцип терпимости" (один из основных в системе постулатов неопозитивистского конвенционализма). Идея о возможной основе единства знания. Предметом философии науки является анализ структуры естественно-научных дисциплин с целью уточнения основных понятий науки при помощи аппарата математической логики. "Наука представляет собой единство... все эмпирические предложения выразимы в едином языке, а все положения дел относятся к одному виду и познаются с помощью одного метода".
Неопозитивизм М.Шлик, (1882 – 1936) "Всеобщая теория познания", "Вопросы этики","Позитивизм и реализм", "Природа и культура". Логический позитивизм. Последовательный эмпиризм. Понятия:"чувственно данное", чувственный опыт. Концепция "понятийных функций". Между логикой и опытом нет никакого антагонизма. Проблема познания сущности бытия бессмысленна, ибо предмет философии – не искание истины, но "исследование значения". Перспективная основа общей теории познания – общая теория знаков.
Постпозитивизм К.Поппер, (1902 – 1994) "Логика научного исследования", "Открытое общество и его враги", "Нищета историцизма","Объективное знание. Эволюционный подход". Школа критического рационализма. Изучение роста научного знания. Научная космология. Проблема познания мира, включая нас самих и наше познание как частей этого мира. Метафизические идеи – а поэтому идеи философские – имели величайшее значение для космологии. Принцип фальсификации (принципиальной опровержимости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Принцип "фаллибилизма" – гипотетический характер знания и подверженность ошибкам. История научного познания – это история смелых предположений и их перманентных опровержений.
Постпозитивизм Т.Кун, (1922 – 1996) "Коперниканская революция", "Структура научных революций", "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912". История естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Историко-эволюционистский подход,антикумулятивизм, идея о социокультурной обусловленности научного познания (экстернализм). Стадии развития науки: допарадигмальная наука, нормальная наука(парадигмальная),экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества.
Философия жизни А.Шопенгауэр, (1788 – 1860) "Мир как воля и представление", "О свободе человеческой воли". Оригинальное учение о человеке, этике, эстетике. Этика пессимизма. Волюнтаризм, иррационализм. Тезисы: "мир есть мое представление", о единстве воли и движения. Мир, являющийся нам в представлениях, выступает в форме, зависящей от познающей способности субъекта. Судя по проявлениям в видимом мире, мир сам по себе есть не что иное, как мировая воля. Волевой акт субъекта и действие его тела – это не два различных состояния, находящихся между собой в отношении причины и следствия, а одно и то же действие. Мировая воля едина, хотя ее проявления во времени и пространстве бесчисленны, хотя в материи она проявляет себя как множественность отдельных воль, ведущих нескончаемую борьбу друг с другом.
Философия жизни Ф.Ницше, (1844 – 1900) "Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм", "Человеческое, слишком человеческое". Философия жизни. Проблемы культуры, человеческой жизни. Учение о сверхчеловеке и "вечном возвращении". Противопоставление аполлоновского и дионисийского начал. Культурно-этический идеал человека – образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа – ориентированного на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами. Высший смысл жизнь приобретает исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при этом колоссальную ответственность на человека,
Философия жизни О.Шпенглер, (1880 – 1936) "Закат Европы", "Человек и техника" Философия культуры. Критика классического историзма. Понятия: душа. Теория рождения, развития и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Душа – субстанциональное начало всех начал или иррациональная совокупность возможностей, которые необходимо осуществить. История (совокупность образов, наглядных картин, разнообразных символов – плодов "глубинного переживания") и природа (система законов, формул и жестких определений) являют собой два различных вида отображения действительности в картине мироздания. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее "души". Культуры уникальны, сменяемы (не преемственны).
Экзистенциализм М.Хайдеггер, (1889 – 1976) "Бытие и время", "Доклады по философии. О событии", "Основные проблемы феноменологии", "Сущность истины" и др. Критика метафизики. Тема метафизики как судьбы европейской философии, темы Ничто, европейского нигилизма, элементы почвенничества, провинциализма, популизма. Проблемы техники, науки, языка. Понятия мифологически-космического порядка:"бытие","ничто","сокрытое","открытое","основа","безосновное","земное","небесное","человеческое","божественное". Свобода должна включать в себя следующее: повинность, служение, обязательство. Три составляющие служения: трудовая повинность, воинская повинность, обязанность вносить духовный вклад в судьбу немецкого народа благодаря знанию. Неразрывная изначальная связь языка, бытия и человеческого существования. В стремлении найти смысл бытия и смысл человеческого существования язык становится главной и единственной силой. Понимая язык не лингвистически (как замкнутую автономную систему знаков, действующую но своим собственным, независимым от внешней реальности законам), а онтологически, обнаруживая в словах языка глубокую изначальную бытийную основу, X., по существу, сращивает язык и бытие, обнаруживает их изначальное единство, взаимосвязь и взаимозависимость.
Экзистенциализм Ж.П.Сартр, (1905 – 1980) "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии". Атеистический экзистенциализм.Феноменология. Идея специфичности и аутентичности человеческого существования.Концепция бытия. Термин: "неантизация".Идея мира как феномена. Понятия: Бытие-в-себе (первый регион); бытие-для-себя, живое сознание (второй регион);"недостающее" сознанию (третий). В понятие «бытие» включается индивидуальная свобода в качестве его конструктивного элемента. Метод экзистенциального психоанализа, регрессивно-прогрессивный и аналитико-синтетический метод. Феноменологические принципы описания и анализа структур сознания и самосознания человека. Сфера «абсолютного сознания» как трансцендентальная сфера свободы и условие экзистенции. Мир, непосредственно обнаруживаемый человеком в его жизненном опыте, есть сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией.
Экзистенциализм К.Ясперс, (1883 – 1969) "Психология мировоззрений","Философская ориентация в мире","Метафизика", "Экзистенциальная философия". Проблемы человека, человеческой личности.Проблематика патографии. Термин: пограничные ситуации. Четыре «среза»: обретение людьми языка, орудий труда и огня, "ось мирового времени"(8-2 вв. до н.э.), становление научно-технической цивилизации в Европе (17-20 вв.). Идея, согласно которой психопатологические явления, как правило, отражают не столько процесс распада человеческой личности, сколько интенсивные поиски человеком собственной индивидуальности. Любая рационалистически выстроенная картина мира есть не что иное, как иносказательная интеллектуальная интерпретация скрытых душевных стремлений творчески мыслящего индивида. "Или человек как предмет исследования – или человек как свобода".
Неотомизм Э.Жильсон, (1884 – 1978) "Философия св. Бонавентуры", "Дух средневековой философии","Томизм.Введение в философию св. Фомы Аквинского", "Массовое общество и его культура". Проблемы связи веры и разума. Классификация когнитивных способностей человека. "Тайна томизма" – в высшем синтезе рационального познания и веры. Антирефлексивная установка – отказ от мета-уровня философского анализа. Классическая проблема бытия Божьего моделируется в категориях экзистенциализма. Божественное бытие трактуется как "акт чистого существования". Трактовка многообразия материального бытия как инспирированного актом Божественного существования имплицитно вводит тезис о том, что все наделенные материальным существованием "вещи также в какой-то степени причастны к нематериальности". Существование не есть чувственное качество, и мы не имеем никакого чувственного органа для его восприятия.
Неотомизм Ж.Маритен, (1882 – 1973) "Интегральный гуманизм", "Символ веры", "О философии истории", "О церкви Христовой" . Основная проблема Фомы Аквинского – проблема гармонии веры и знания, соотношения религии и философии. Учение о различии между бытием, сущностью и существованием. Деструктивность философии Нового времени выступила причиной утери ценностного фундамента средневековой культуры. Значение христианства – оно выразило естественное стремление человека к высшей свободе и его истинное предназначение, заключающееся в труде, служении ближнему, создании ценностей культуры, совершенствовании, милосердии и искуплении грехов.
Герменевтика Г.Г.Гадамер, (р. В 1900) "Диалектическая этика Платона", "Истина и метод", "Диалог и диалектика", "Похвала теории". Историческое сознание. Критика методологизма наук о духе. Понятия: предрассудок, горизонтность понимания, игра. Мир выражает себя в языке. Задача герменевтики – прояснить природу понимания, условия, при которых оно совершается. Основание герменевтического феномена усматривается в конечности человеческого существования. Предрассудок – как пред-суждение вовсе не означает неверного суждения, но, составляя историческую действительность человеческого бытия, выступает условием понимания. Герменевтический феномен рассматривается как своего рода диалог, который начинается с обращения к нам предания, оно выступает партнером по коммуникации, с которым мы объединены как "Я" с "Ты".
Постмодернизм М.Фуко, (1926 – 1984) "Душевная болезнь и психология", "Археология знания", "Субъективность и истина". Основная линия философского творчества – преодоление интеллигибельной универсальности гегельянства, а также коренное переосмысление проблемы взаимных отношений элементов системы: "субъект – познание – мир". Философия власти. Язык, текст, дискурс – метафорические обозначения универсального принципа, позволяющего соотносить, взаимосоизмерять и оптимизировать культурные артефакты, которые традиционно полагались качественно разноплановыми. Идея некоторого опыта-предела, функцией которого является вырвать субъекта у него самого. Новая антропология – "антропология выражения", призвана "по-новому определить отношение между смыслом и символом, образом и выражением", реодолеть концепты "психологического позитивизма",стремящегося "исчерпать все содержание человека редуцирующим понятием homo natura".
Постмодернизм Ж.Деррида, (р. В 1930) "Поля философии", "Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее", "Монолингвизм другого". Деконструктивизм. Идея конца истории. Двуипостасность настоящего: а) настоящее, которое уже-не-настоящее (прошлое людей), и б) настоящее, еще-не-наступившее (будущее людей).Понятия "различание"(двусмысленность, "исходное различие" смысла и бытия, "логика дополнительности". Интерпретация мотивов философских размышлений Г.Гегеля, Ницше, Гуссерля, Фрейда, Хайдеггера и др. История существует лишь постольку, поскольку настоящее как бы "опаздывает по отношению к самому себе". Тезис первичности знака, а не вещи. Его следствия: 1) язык не может рассматриваться как "выражение" (ре-презентация) молчаливого "переживаемого" (первой презентации). 2) Письменность есть "знак знака", графический знак замещает устный знак, который есть знак вещи.
Постмодернизм Ж. – Ф. Лиотар, (р. В 1924) "Феноменология", "Либидинальная экономия", "Состояние постмодерна", "Склеп интеллигенции". Нерепрезентативная эстетика. Концепция «нарратологии». Проблемы человека. Поиск возможных компромиссов с марксизмом. Терминология языка власти, отталкиваемая от структуралистской модели соотношения "синхронии" и "диахронии". Понятие: «языковые игры». "... не существует абсолютной истины, этого постулата, объединяющего догматизм и скептицизм; истина определяется в процессе становления как ревизия, коррекция и преодоление самой себя, и этот диалектический процесс всегда протекает в лоне живого настоящего". Преодоление моделей репрезентации, утвердившихся в искусствоведении после эстетической системы Гегеля. Социализм оказывается несомненно менее революционен нежели капиталистическая реальность, причинами тому – религиозность социализма и – напротив – циничность вкупе с абсолютным неверием мира капитала.