Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 11 (стр. 2 из 5)

41. Теория познания. Взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания. Познание мира человек осуществляет на основе чувственного и рационального познания. Чувственное познание связано с деятельностью органов чувств человека. Его формами являются ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это элементарная форма познания, которая возникает при взаимодействии окружающей среды и органов чувств человека. Поэтому различают зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные и осязательные ощущения. Восприятие возникает при непосредственном взаимодействии с каким-либо объектом. Оно является целостным и осмысленным. Представление это образ предмета или объекта сохраняемый в памяти, а затем мы произвольно или непроизвольно воспроизводим его в сознании. Рациональное познание основано на возможностях логического мышления. Его формами являются понятие, суждение, умозаключение. Понятия обозначают предметы и их свойства. Суждение показывает взаимосвязь между предметами или предметом и его свойством. Обычно суждения выражены в виде повествовательных предложений. Они могут быть как истинными, так и ложными. Умозаключение – Форма познания, при которой новые знания получают путем вывода из нескольких исходных суждений. Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны – без чувственного мы не смогли бы фиксировать процессы и явления окружающего мира, а без рационального мы не смогли бы их осмыслить.

42.Эмпирический и теоретический уровни познания. Принято также различать теоретический и эмпирический методы познания. Эмпирические методы обозначают непосредственное взаимодействие с каким-либо объектом. Самыми главными среди эмпирических методов являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение значит, что какой-то процесс или объект воспринимается в естественных для него условиях. При эксперименте данный процесс рассматривается в специально созданных условиях. А также ученые могут вмешиваться в изучаемые процессы или прекращать их. Благодаря эмпирическому познанию мы можем понять каким образом развиваются те или иные процессы. Теоретическое познание должно выявить причины по которым данный процесс ведет себя так, а не иначе. Теоретическое познание является более высокой ступенью познания. Существуют различные его методы. Например исторический и логический метод, метод идеализации, аксиоматический метод и др. исторический метод раскрывает процесс исторического развития какого-либо объекта. Логический метод указывает на закономерности развития . метод идеализации основан на применении понятия идеального объекта. Это позволяет отвлечься от свойств реальных объектов и выразить свои знания в наиболее обобщенном виде.

50. Проблема человека в философии. Изучение человека является важной задачей философии. Комплексное знание о человеке называется философская антропология. Она сформировалась в середине 20 века на основе взаимодействия психологии, социологии, генетики, истории и др. наук об обществе и человеке. Интерес к человеку появился уже в древности. Впервые о человеке говорил греческий философ Сократ. Для него было главным понять смысл бытия человека. В Древней Греции так же появилось представление о социальной сущности человека, которую сформулировал Аристотель. В средние века человек воспринимался как образ и подобие Бога , следовательно, полностью познать человека невозможно. В 17-18 веках развивалась философия нового времени, для которой главным в человеке было его мышление и познавательные способности. Немецкая классическая философия рассматривала человека как духовное существо, которое идеально разумом и способностью создавать культуру. В то же время не обращалось должного внимания на биологические особенности человека. Философия марксизма делала акцент на социальной сущности человека и рассматривала его с точки зрения включенности в систему общественных отношений. В 20 веке развивалась философия существования, которая привлекала внимание к чувствам человека и восприятию им окружающего мира. Таким образом к середине 20 века сложились необходимые условия для формирования философской антропологии как самостоятельной сферы знаний. Современная наука и философия рассматривают человека в единстве биологических, социальных и духовных факторов развития. С точки зрения биологии каждый человек обладает уникальной наследственностью, которая влияет на продолжительность жизни, состояние здоровья, способности к тем или иным видам деятельности. Социальная сущность человека проявляется в том, что личность развивается в обществе, где приобретает знание , навыки трудовой деятельности, усваивает нормы морали. Духовное в человеке проявляется в стремлении к познанию к красоте, в творческих способностях. В истории существовали учения, которые преувеличивали роль биологических факторов. Примером является теория Мальтуса. Он утверждал, что рост населения резко опережает рост средств к существованию, отсюда, периодически возникают войны, эпидемии, голод, как «регуляторы» численности населения. Социальные факторы развития вышли на первое место в учении Платона об идеальном государстве. В таком обществе личные интересы полностью подчинены общественным, а каждый человек должен действовать в соответствии с указаниями начальства. Роль социальных факторов мак же была поставлена на первое место в учении марксизма – качество личности зависят от условий социальной среды следовательно чтобы искоренить все отрицательное в человеке необходимо полностью переустроить общество на основе всеобщего равенства.

37. Диалектика необходимости и случайности, возможности и действительности. Анализ развития существенно дополняется за счет выявления необходимого и случайного, действительного и возможного в развитии. Необходимость следует рассматривать на двух уровнях. На уровне сущности необходимость отражает тенденцию развития сущности предмета. На уровне существования предмета она выражает тенденцию развития предмета, исходя из изменений его сущности. Случайность можно рассматривать как отклонение от тенденции развития, не связанное с изменениями в сущности предмета. Поскольку необходимость "пробивает" себе дорогу сквозь богатство содержания предмета (внутренний ее путь) и одолевая противодействие предметов, имеющих другие тенденции изменений (внешний ее путь), постольку случайность может характеризоваться соответственно как форма проявления и как форма дополнения необходимости. Подобное понимание необходимости и случайности предполагает наличие различных возможностей дальнейшего развития предмета. Возможность - диалектическая противоположность действительности. Категория действительность отражает все осуществившееся и существующее в настоящем как результат развития. Возможность — это характеристика развития с точки зрения его перспективы, дальнейшего осуществления в различных вариантах. Различают реальные и формальные возможности. Реальные возможности развития предмета, как правило, находятся в русле его необходимых изменений, выражая собой дальнейшее становление сущности предмета. Чтобы воплотиться в жизнь, реальная возможность должна стать конкретной, то есть иметь для своего осуществления необходимые условия. Из этого следует, что реальная возможность содержит в себе ситуативный элемент абстрактности, который для ее воплощения должен быть устранен . Вероятность есть количественная характеристика близости возможности к осуществлению. Формальной признается такая возможность, для реализации которой в действительности нет ни сущностных оснований, ни достаточных внешних условий и факторов. Иначе, это предельно абстрактная возможность. Но это – возможность и потому она может реализоваться. Однако, исходя из внутренней тенденции развития предмета, ее реализация настолько маловероятна, что практически равна нулю. Наступление подобной возможности может быть обусловлено лишь случайными внешними факторами. Она осуществима только в виде случайности как формы дополнения необходимости. Учитывая данный способ реализации формальной возможности, она всегда предстает в качестве исключения, подтверждающего правило, согласно которому в действительности воплощаются реальные возможности. Этим еще раз подчеркивается главное в диалектической концепции, а именно то, что основным является внутренний, сущностной источник развития, который проявляет себя на данном уровне анализа развития в тенденции осуществления в действительности реальных возможностей. Отражение диалектикой многообразных сторон развития не случайно завершается анализом категории “возможность”, поскольку через наличие различных возможностей развития подчеркивается сущностная черта диалектического взгляда на мир - поливариантность развития; обращается внимание на необходимость выбора, подготовку человека к правильному выбору. А выбор в свою очередь превращается в онтологическое основание общественного и индивидуального развития, в атрибут существования человека в сфере культуры.