Смекни!
smekni.com

Немецкая классическая философия 5 (стр. 4 из 6)

Подчеркивая гносеологическую сердцевину «абсолютной идеи», Гегель указывает, что она есть «абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея, и именно мыслящая себя в качестве мыслящей, логической идеи». Эту абсолютную истину он характеризует со стороны содержания, которое опреде­ляет как «систему логического». Здесь дается четкое и вместе с тем предельно сжатое понимание истины как диалектического процесса развития знаний: «ин­терес представляет всё движение в целом», «весь путь развития», так как со­держание абсолютной истины «есть живое развитие идеи...». Во-вторых, Гегель характеризует абсолютную истину со стороны ее формы, указывая, что послед­няя сводится к методу названного содержания и этот метод «есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания...». Гегель именует этот метод «спекуля­тивным», выделяя в нем два момента: «начало» и «поступательное движение».

Гегель указывает, что идея постигается как положительно-разумное («спе­кулятивное») единство противоположностей. Но, утверждая положение о един­стве противоположностей, Гегель каждый раз указывает на относительность, односторонность, даже неистинность данного положения, поскольку в назван­ном единстве продолжается диалектический процесс отрицания. Гегель отме­чает, что «сама идея представляет собой диалектику, которая вечно отделяет и отличает тождественное с собой от различенного, субъективное от объектив­ного, конечное от бесконечного, душу от тела, и лишь постольку идея есть веч­ное творчество, вечная жизненность и вечный дух»; «она есть диалектика». Противо­речие единства взаимоисключающих и одновременно – взаимопредпола­гающих друг друга противоположностей, по Гегелю, недостаточно понимать лишь в виде антиномии, апории, т.е. в виде логически неразрешенного противоречия: его следует брать вместе с его разрешением в составе более глубокого и кон­кретного понимания, где исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает ("снимается").

Методологическая содержательность гегелевского учения о диалектике дает достаточные основания для того, чтобы называть разработанный им метод «диалектическим».

Суть выработанного Гегелем «абсолютно идеалистического» понимания логики состоит в том, что она представляет собой фундаментальную, осново­полагающую философскую науку. Хотя логика определяется как «наука о чис­той идее, т. е. об идее в абстрактной стихии мышления», в силу онтологической первичности ее «чистых» определений «другие философские науки - филосо­фия природы и философия духа — являются как бы прикладной логикой, ибо последняя есть их животворящая душа».

Мышление как «основание всего», являющееся предметом науки логики, это «подлинно всеобщее всего природного и всего духовного», выходящее «за пределы всех их». Данная точка зрения абсолютного идеализма требует ради­кального переосмысления того, что такое истина. Согласно Гегелю, надо отка­заться от распространенной трактовки истины как соответствия нашего пред­ставления предмету, — в высшем «философском смысле, напротив, истина в своем абстрактном выражении вообще означает согласие некоторого содержа­ния с самим собой».

Методологическая концепция, вырисовывавшаяся во вводной части науки логики, резюмировалась выделением трех ступеней «логического»: 1) рассу­дочной, которую можно назвать метафизической (когда мышление абсолютно жестко фиксирует противоположные понятия и абсолютно разделяет их), 2) от­рицательно-разумной, или «диалектической» (когда оно разрушает такую раз­деленность и показывает переход понятий в их противоположности), 3) поло­жительно-разумной, или «спекулятивной» (когда оно объединяет противопо­ложности в единстве).

Первоначальная характеристика гегелевской логики как науки «об идее в абстрактной стихии мышления» уточняется в дальнейшем трактовкой логики как учения о саморазвитии «понятия» — этим термином обозначается логиче­ская форма идеи, «чистая идея», «чистое мышление». Согласно Гегелю, логика «содержит учение о мысли»: 1) «в ее непосредственности — о понятии в себе»; 2) «в ее рефлексии и опосредствовании — о для-себя-бытии и видимости поня­тия»; 3) «в ее возвращении в самое себя и о ее развитом у себя бытии — о по­нятии в себе и для себя». Задачу логики Гегель видел в том, чтобы «показать, что мысли, лишь представляемые и как таковые не постигнутые в понятии и не доказанные, об­разуют ступени самого себя определяющего мышления; таким путем эти мысли вместе с тем постигаются и доказываются».

С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически пе­реосмысливает все сферы современной ему культуры, открывая повсюду на этом пути напряжённую диалектику, процесс постоянного "отрицания" каждого наличного достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его не­драх состоянием. Будущее вызревает внутри настоящего в виде конкретного, имманентного ему противоречия, определённость которого предполагает и оп­ределенный способ его разрешения. Остро критический анализ современного ему состояния науки и её понятий переплетается с критическим воспроизведе­нием и философским "оправданием" ряда догм и предрассудков сознания. Это противоречие пронизывает не только логику, но и другие части гегелевской философской системы - философию природы и философию духа. Так, в фило­софии природы Гегеля, критически анализируя механистические воззрения науки XVIII в., высказывает множество идей, предвосхищающих последующее развитие естественнонаучной мысли (о взаимосвязи и взаимопереходах опре­делений времени и пространства, об "имманентной целесообразности", харак­терной для живого организма), но одновременно отказывает природе в диалек­тическом развитии. Рассматривая прошлое лишь с точки зрения тех диалекти­ческих коллизий, которые вели к созреванию "настоящего", т. е. современно­сти, некритически понятой как венец и цель процесса, Гегель завершает фило­софию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, философию права – идеализированным изображением буржуазного правосознания, философию религии - апологией протестантизма…

Вместе с тем гегелевская диалектика заключала в себе возможность и ре­волюционно-критического переосмысления действительности. Это переосмыс­ление - с материалистических позиций - было осуществлено в 40-х гг. XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Глава 3. Проблема «человек-общество» в антропологическом материализме Л. Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872) родился в баварском городе Ландсгуте, в семье известного правоведа Ансельма Фейербаха (воззрения ко­торого удостоились чести быть отмеченными в гегелевской «Философии права» — правда, лишь в критическом плане). По окончании гимназии Фей­ер­бах в 1823 г. стал студентом теологического факультета Гейдельбергского уни­верситета. Фейербаха заинтересовали лекции гегельянца Карла Дауба, который насыщал их философским содержанием. Пробудившийся у Фейер­баха под этим влиянием интерес к философии побудил его перейти в сле­дующем году в Бер­линский университет, где он в течение двух лет прослу­шал все курсы, которые читал тогда Гегель.

Фейербах рассматривал Гегеля как своего учителя, подчеркивая, что интел­лектуальная связь с ним «была интимнее и значительнее, чем с кем бы то ни было из наших духовных предшественников», под которыми имел в виду Лессинга, Канта, Гердера, Фихте, Гёте. Именно под влиянием гегелевских лек­ций Фейербах счел своим жизненным призванием занятия философией, оставив предшествующую юношескую мечту сосредоточиться на теологии. С чувством наконец-то обретенной свободы духа Фейербах успокаивал отца: «Радуйся, что я бежал от общества богословов, что теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель».

Слушая лекции Гегеля, Фейербах уже в 1827—1828 гг. выражал сомнения в правильности идеалистического панлогизма Гегеля и приходил к выводу, что гегелевский тезис о самоотчуждении логической идеи в природу не обоснован: поскольку абсолютная идея провозглашается Гегелем находящейся первона­чально в стихии «чистого мышления», она может знать лишь о нем и ни о чем другом. Поэтому декларируемый Гегелем переход от логической идеи к при­роде Фейербах счел фактически дедуцируемым «не из логики, не логическим, а алогическим путем».

В те же годы антипатия к теологии, стимулированная гегелевской фило­со­фией, переросла у Фейербаха в несогласие с Гегелем по вопросу о соотноше­нии философии и религии. Следующий шаг на пути пока еще в целом подспуд­ного отрицания основоположений гегелевского идеализма Фейербах делает в дис­сертационной работе «Об едином, универсальном, бесконечном ра­зуме»(1828), которую ему придется защищать в Эрлан­генском университете.

В 1829 г. Фейербах стал преподавателем философии в должности приват-доцента в Эрланген­ском университете. В 1830 г. Фейербах анонимно опубликовал в Нюрнберге «Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических ксений». В этой работе отразились и выводы диссертации Фейербаха, и мысли из сопроводительного письма к Гегелю относительно необходимости придать философии критичность по отношению к господствующим воззрениям, обосновывающим существующий общественный строй.

С 1833 года Фейербах мог выражать свои философские воззрения только в публикациях (на короткое время в период немецкой революции 1848 — 1849 гг. Фейербах получил возможность выступать с лекциями, в ратуше города Гейдельберга). В 1837, после женитьбы на Берте Лёв, с которой он нашел семейное счастье, и которая была совладелицей небольшой сельской фабрики по производству фарфора, Фейербах переселился в деревню Брукберг. Это способствовало расцвету философского творчества Фейербаха, но в дальнейшем стали проявляться отрицательные результаты длительной оторванности от городских центров духовной культуры.