Смекни!
smekni.com

Проблема человека в философии 3 (стр. 2 из 2)

Для клaccичecкoй филocoфии aнтичнocти чeлoвeк и пpиpoдa

пpeдcтaвлялиcь кaк eдинoe цeлoe. Чeлoвeк - этo opгaничecкaя чacть миpa,

кocмoca. Oн пpeдcтaвляeт coбoй cвoeгo poдa микpoкocм, cлитый пpиpoдoй,

являeтcя кoпиeй Kocмoca.

Beличaйшeй зacлyгoй Coкpaтa (470-399 гг. до н. э) являeтся тo, чтo oн

пepвым cpeди филocoфoв пocтaвил вoпpoc o кaчecтвeннoм, пpинципиaльнoм paзличии чeлoвeкa и пpиpoды, или, кaк чacтo roвopят филocoфы, cyбъeктa и

oбъeктa. Пpичeм в cлoжнocти чeлoвeкa, eгo yникaльнocти, кopeннoм oтличии

oт oкpyжaющeгo миpa oн yвидeл ocнoвaниe для тoгo, чтoбы имeннo

чeлoвeкa, a нe пpиpoдy пocтaвить в цeнтp филocoфcкoго иccлeдoвaния.(2)

Видимо, человека нельзя определить однозначно и окончательно, он

слишком многогранен, разносторонен в своих мыслях, делах и свершениях

и не под одно определение не подходит, ни одним определением не

охватывается. Определить его можно только отрицательно, то есть через

такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость,

невыразимость, незаменимость, неповторимость, непредопределенность.

Эти пять «не» свидетельствуют не об ограниченности или ущербности

человеческой природы, а об её исключительном характере, особом месте

человека среди других предметов или явлений окружающего мира.

Несводимость. Выше уже говорилось, что человек не сводим к своему

биологическому виду: вырастет среди волков- станет волком, среди обезьян-

обезьяной. Но в отличие от животного он не привязан ни к климату, ни к

пище- может жить почти в любом климате, в любых географических

условиях, приспосабливается к любой пище. Можно парадоксально сказать,

что сущностью человека является ничто. Он ничто в сравнении со всеми

другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Ни

крокодил , ни обезьяна не могут быть другими- они уже сотни тысяч лет не

меняются, застыли в данной им природной форме и всегда делают одно и

тоже. Человек всегда меняется, всегда преодолевает своё сегодняшнее

состояние. Он ничто, которое ни есть что-то (законченное и ограниченное), а

есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не

совпадая ни с одной воплотившейся формой . Его ничто- признак его

универсальности, возможности свободы.

Непредопределённость. Человек никогда не бывает абсолютно

свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его

поведение, отношение к окружающим. Он зависит от наследственности, от

климата, от культуры, государственного строя, зарплаты, семьи и так далее.

Пересечение этих зависимостей создаёт такой водоворот случайностей,

предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать

движение планет на сотни лет вперёд, но не знает, что с ним будет завтра.

Незаменимость и неповторимость. Незаменимость человека выражается

прежде всего в том, что он должен найти своё дело, ради которого он

пришёл в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него,

никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое

место, дыра, не заполненная ничьим трудом, ничьим усилием. Точно также и

неповторимость является фундаментальной характеристикой человека.

Каждый человек уникален и неповторим. Это особенно чётко подтверждают

примеры великих людей. Если бы Наполеон погиб в самом начале своей

военной карьеры в 1796 году на Аркольском мосту, то история Франции

наверняка была бы иной. Наполеон своим неповторимым военным и

политическим гением существенно изменил облик Франции и даже

национальный характер французов. Любая жизнь достойна, пусть внешне

она не заметна и неинтересна, если человек проживает её как свою жизнь,

никого не копирует, ничему не подражает, а просто живёт самобытно.

Невыразимость. Человека можно познать и описать лишь косвенно,

прежде всего по продуктам его творчества. Человек хочет выразить себя

самого, свою сущность, но поскольку она не сводима ни к словам, ни к

нотам, ни к картинам, то никогда не получается полного выражения. Человек

пытается познать себя, движется вглубь себя, а это движение по вертикали

всегда откладывается на плоскости в виде книги, картины или теории.

Познание самих себя, разгадывание этой тайны и составляет основное

содержание человеческой истории и культуры. Но если мы эту тайну

откроем, то наша история закончится. Не будет больше смысла продолжать

её. (3)

Зависимость души от тела проявляется в человеческих страстях. Декарт

сформулировал «естественный закон психофизической обусловленности», в

соответствии с которым страсти никогда не исчезают, но более слабые

страсти вытесняются более сильными. Б.Спиноза, подобно Декарту, полагал,

что аффекты, являющиеся страданием души, проистекают из неадекватного

познания. Душевное состояние, необходимое и непосредственно

сопровождающее ясное сознание, названо им «интеллектуальной любовью

к Богу». По мнению Спинозы, мы ни к чему не стремимся только потому, что

это- хорошо, наоборот, потому считаем что-либо добрым, что стремимся к

нему, желаем и хотим его. (4 стр.95)

Для старшего современника Декарта Френсиса Бэкона(1561-1626) лучшее

из всех доказательств- опыт, а чувства- основа знания. Бэкон считал

причиной заблуждений ложные идеи, которые называл идолами, или

призраками. Призраки рода общи всем людям и являются искаженным

отражением вещей из-за того, что человек примешивает к их природе свою

собственную. Призраки пещеры возникают из индивидуальных

особенностей каждого человека. Призраки рынка- из неверного

использования слов. Призраки рынка- ложные учения, завлекающие

подобно пышным представлениям.

Как и Декарт, Бэкон высоко ценил значение научного метода, который,

подобно циркулю, стирает различие индивидуальных способностей и даёт

каждому возможность начертить самый правильный круг. (4 стр. 97)

В философской и научно-популярной литературе сейчас много

пишут о том, что с наступлением эры космоса открывается реальная

возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец

человеческой цивилизации.

Именно в нашей стране начиная с середины прошлого века,

зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное космическое

направление научно-философской мысли. Среди множества ученых и

мыслителей, отдавших дань этому направлению, мы должны в первую

очередь выделить Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.

Человек для русских космистов - существо еще промежуточное,

находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем

призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную

природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой

грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое

мысли о преобразовании как макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и

микрокосма (человека, как биологического отражения макрокосма).

Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о

преодолении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении

бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского

космизма. (5)

Заключение

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека

является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с

различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-

историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии

неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его

существования. По сути история антропологии - это история осмысления

процесса выделения человека из внешнего мира (античность),

противопоставления ему (Возрождение) и, наконец, - слияния с ним,

обретения всеединства (русская религиозная философия и иные учения).

Литература

1. Злобин Г.С. “Вопросы философии”. 1988г.№2.

2. http://revolutionphilosophy/d00079357.html

3. Губин В.Д. Философия: учеб.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 336стр.

4. Основы философии : учеб. Пособие для студ.сред.проф.учеб.заведений/А.А.Горелов. -5-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256стр.

5. Радугин А.А. Философия - М.: Изд-во Центр, 2001.