Смекни!
smekni.com

Экзистенциализм Жан-Поля Сартра (стр. 1 из 3)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

студентки группы 2 курса 2204 группы

Задорожной Валерии Алексеевны

«Экзистенциализм Жан-Поля Сартра»

Научный руководитель

кандидат философских наук, доцент

Ивашковская Татьяна Васильевна

Санкт - Петербург

2009 год


СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение 3

2.Жан-Поль Сартр 5

3.Деятельность Жан-Поля Сартра: 7

· субъективизм и ответственность человека 7

· «человек – это тревога» 8

· свобода 9

· мораль и ответственность человека 9

· отчаяние и надежда 10

· природа человека 10

· индивид и общество 11

4.Экзистенциализм и современность 13

5.Заключение 16

6.Список используемой литературы 17

1.ВВЕДЕНИЕ

Экзистенциализм (от лат. exsistentia - существование), или философия существования, зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность. Экзистенциализм сформировался в Западной Евро­пе в период между двумя мировыми войнами, характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потря­сений, постигших западноевропейскую цивилизацию в со­временную эпоху. У поколения западной интеллигенции, пережившей первую мировую воину, обманчивую стабилизацию 20 -30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциализму даже был приклеен ярлык «философии кризиса».

Экзистенциализм, действительно отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план они выдвинули проблему человека.

Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на че­ловека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество — ве­дущие темы экзистенциализма. В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. "...Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего...". Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живёт в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живёт человек? В чём смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создаёт как бы своё особое учение.

“Экзистенциализм - это гуманизм”. Название этой книги французского философа, писателя и драматурга Жана-Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии. Слово “гуманизм”, говорит Сартр, имеет два совершенно различных смысла. Первый состоит в том, что человек есть цель и высшая ценность. Такой гуманизм Сартр отбрасывает, называя его абсурдным. Ибо нельзя признать, что бы о человеке мог судить человек. Экзистенциалист, - говорит Сартр – никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда незавершен. Человек может существовать только преследуя трансцендентные цели. Проектируя себя во вне, он существует как человек. Он выходит за пределы. И то, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, - и есть то, что называется экзистенциалистским гуманизмом.


2.ЖАН-ПОЛЬ САРТР

Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 г. в Париже. Образование получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу в Париже по отделению философии, в 1934 году стажировался во Французском институте в Берлине. Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе.

В 1933 - 1934 гг., находясь на стажировке в Берлине, он знакомится с феноменологией Эдмунда Гуссерля и получает представление об экзистенциализме Мартина Хайдеггера. Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из современных ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение его метода к "живому сознанию", к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает какое-либо действие, вступает в отношение с другими людьми и вещами, стремится к чему-либо, принимает житейские решения, участвует в общественной жизни и т. д. Все акты деятельности рассматриваются Сартром как элементы определенной феноменологичной структуры и расцениваются фактически в зависимости от задач личностного самоосуществления индивида.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Характерной чертой фи­лософских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Основные проблемы его фи­лософских размышлений — суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого су­ществования как «принципиальной неполноты» и самосознатель­ности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и событийности истории и мира. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире.

Сартр был, кроме прочего, общественным деятелем, участником революции во Франции 1968 г. (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

Жан-Поль Сартр умер в 1980 г., и в последний путь его провожали 50000 человек.


3.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота». Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

В романе «Тошнота» (1938) уже присутствуют отдельные тезисы экзистенциализма Сартра. Сартр показывает, что мир не имеет смысла, "Я" не имеет цели. Через акт сознания и выбора "Я" придаёт миру значение и ценность. Его герой Антуан Рокантен рассказывает, как ему открылась действительность. На берегу он брал плоские камушки и бросал их по поверхности воды. Сверху камешки были сухие, тёплые, гладкие, а снизу - мокрые, клейкие, грязные. Антуана внезапно охватила тошнота. Это было не просто субъективное чувство. Ему открылась через это чувство действительность как тёмная и отвратительная. Мир для человека враждебен, жесток и абсурден.

Автобиографическая повесть "Слова" (1964) принесла ему высшее официальное признание - Нобелевскую премию. Но Сартр отказался принять эту премию, потому что это имеет политический смысл и вполне
определённый - включение в буржуазную элиту человека.
Независимая жизненная позиция, бунтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его философское мировоззрение, которое внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма. При этом идеи Сартра достаточно точно вписываются в рамки базовой теории экзистенциализма.

Субъективизм и ответственность человека

Согласно экзистенциализму, в мире есть, по крайней мере, одно не­что, у которого существование предшествует сущности и этим нечто является именно человек. Более конкретно это означает, что нет иного творца человека, кроме самого чело­века. Он сам создает свою сущность, а следовательно, тво­рит самого себя. Причем это осуществляется не раз навсег­да, а каждодневно. Человек есть существо, устремленное в будущее. Если, - говорит Ж.-П. Сартр, - человек сам творит свое бытие, значит он, и ответствен за него. Он отвечает за свой выбор. Но выбирая себя, человек выбирает и других людей. Это может показаться странным, но это именно так, ибо человек живет в мире людей. Если, приво­дит пример французский философ, я хочу жениться и иметь детей, я не только вовлекаю в это свое предприятие несколько человек, но и всех людей, создавая определен­ный образ человека, выбравшего путь моногамии.