Смекни!
smekni.com

Философия Эпохи Возрождения 10 (стр. 2 из 3)

Огромной философско-мировоззренческой проблемой, решавшейся мастером из Винчи, была также проблема соотношения человеческого искусства, понимаемого в самом широком смысле этого слова, и природы. Тезис гуманизма о царстве человека фактически превращался у Леонардо в положение о превосходстве человека над природой. Равнодушный к религии своей эпохи, Леонардо всё же не доходил до богоборческих утверждений, а скорее, подобно другим гуманистам, стремился к максимальному приближению человека к Богу. Стремясь к созданию новой картины мира, в основу которой были бы положены закон и необходимость как синонимы самой природы. Леонардо да Винчи выдвинул задачу математизации знания о природе и разрабатывал экспериментальный метод, опровергал практику колдунов и всевозможных магов.

Николай Коперник (1473-1573) – польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом («коперниковская революция»), которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника о том, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира, означала разрыв с геоцентрической системой Аристотеля-Птолемея, утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность, и основанными на ней религиозными представлениями о Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной. Основное произведение Коперника, «Об обращениях небесных сфер», свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних. Своим открытием Копернику, как о нем говорят, удалость остановить солнце и привести в движение Землю, т.е. опровергнуть признанную церковью геоцентрическую систему и обосновать новую гелиоцентрическую систему взглядов на устройство мира, в котором человек уже был лишен привилегированного места во Вселенной. Копернику удалось избежать преследований церкви только потому, что он умер вскоре после обнародования своего открытия.

Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Уникальнейшим явлением в философии XV стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского (140-1464) - теолога, философа, крупного учёного, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии. Кузанский углубляет неоплатоновскую категорию абсолютного становления и анализирует ее методом бесконечно малых величин. Средствами этого метода он приходит к выводу о совпадении противоположностей: Бог есть «абсолютный максимум», а вселенная – «конкретный максимум». Первый максимум есть вечное и непрерывное становление, второй максимум – тоже непрерывность. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде»[3].

В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. Еще молодым Николай Кузанский написал свою основную работу «Об ученом незнании». Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, Кузанский не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к ее освобождению от религиозного толкования. Николай Кузанский, ведомый логикой своего диалектического метода, сделал целый ряд открытий в области естественных наук, в области натурфилософии. Кроме того, Кузанский составил географическую карту Центральной и Восточной Европы. Сделал предложение о реформе устаревшего юлианского календаря, вычислил время с помощью подсчета количества вытекающей воды, изучил биение пульса и частоту дыхания, наблюдал и вычислял явления падения тел, а из своего учения об абсолютной бесконечности сделал вывод о бесконечности мира во времени и пространстве.

Джордано Бруно (1548-1600) – представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

Бруно воплотил в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление Бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворение мира — причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе.

Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы "переселяется" в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности Бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя "творит все из своего лона". Бруно придавал физическую однородность всем бесконечным мира, придерживался гилозоизма (всеобщая одушевленность природы), объясняя тем самым причину движения космических тел (закон всемирного тяготения еще не был открыт). Активно использует положения диалектики Н. Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе. Так, например, Дж. Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира.

Таким образом, если в рассуждениях Н. Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

Натурфилософия эпохи Возрождения открыла путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, созданию философских концепций XVII - XVIII вв., видя в природе не только совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства.

С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе. Эпоха Возрождения – это переворот прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни[4].

Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических. Математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание ещё не были отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызвало появление большого числа гипотез. Для философии такое множество гипотез имело следствием многообразие типов философского объяснения мира. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм.