Смекни!
smekni.com

Эстетика и образование (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально

-педагогический университет»

Контрольная работа по дисциплине

«Эстетика»

Тема «Эстетика и образование»

Екатеринбург 2011

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………

2. Эстетика. Задачи эстетики…………………………………………….

3. Эстетика искусства: сущность и функции……………………………

4. Эстетические категории……………………………………………….

5.Образование. Функции образования………………………………….

6. Виды образования………………………………………………………

7. Литература……………………………………………………………….

Введение

Слово «эстетика» — одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки — свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание еще немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине XVIII в. ввел в оборот само понятие «эстетика».

Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступавших предметом эстетической рефлексии.

Активно обсуждалось их строение и внутренняя структура — связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, совмещенность в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившееся центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.п.) обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира.

ЭСТЕТИКА (греч. Aisthetios) – наука о сущности чувственно-

эмоционального восприятия действительности, об общих законах образно-

эмоционального освоения окружающего мира по «законам красоты».

Эстетика – наука, изучающая природу, основные законы развития и

функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и

духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы

эстетического сознания (чувство, восприятие, потребности, вкусы, оценки,

идеалы, категории).

Истоки эстетики в первобытной культуре. В древних пещерах Ляско,

Альтамир, Лортэ и др. археологи и спелеологи обнаружили наскальные

росписи первобытных людей. Петроглифы –рисунки на стенах пещер.

Первобытный человек умел видеть понимать и творчески воссоздавать

красоту живой природы.

Задачи эстетики: воспитание и развитие вкуса, способности различать и

воспринимать прекрасное. Изучение эстетики способствует развитию

творческих художественных способностей человека и общества.

Эстетика в своём развитии связана с этикой, педагогикой, философией,

искусствознанием, культурологией и др. науками.

Термин «эстетика» введён в научный философский и историко-

культурологический обиход немецким философом Александром

Баумгартеном в 1750 г. Но сама наука о категориях и функциях

красоты зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого

общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

Предметом эстетики с современной точки зрения является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира.
Эстетика - философская наука:
а) о прекрасном;
б) о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и, прежде всего, в искусстве;
в) о природе эстетического и его многообразии в действительности и искусстве;
г) о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства.
Задачи эстетики:
а ) формировать в человеке созидательное начало;
б) формировать способность воспринимать красоту.
Эстетика как наука - это система законов, категорий и общих понятий, осмысляющая эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты. Категории - это такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Эстетические категории всегда выступают в определенной связи друг с другом и в каждом конкретном историческом периоде образуют свою упорядоченную систему.
Система строится на основе эстетического - самой широкой и фундаментальной категории эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. В эстетическом воплощаются как природные, так и социальные особенности предмета. Например:
Золото - блестящий металл, притягивающий взгляд (природное).
Золото - металл, олицетворяющий деньги, т. е. определенный тип общественных отношений (социальное).
Итак, эстетическое - это общечеловеческая ценность. Эстетическое изменяется и совершенствуется в процессе исторического развития общества и природы.
Объективные состояния эстетического: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое (см. подробнее стр).
Духовно-практическое освоение мира: эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство.
Эстетический идеал – представление о совершенном, соединенное с действительностью, представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Идеал – это то, что видит человек в своем воображении, прообраз желаемого. Идеал служит критерием оценки уже существующего.
Эстетический вкус – сложившаяся в сознании индивида система критериев и способов отбора, оценки и осмысления эстетически значимых явлений действительности, способность непосредственно, по впечатлению, без специального анализа судить о прекрасном и безобразном в искусстве и жизни. Эстетический вкус определяет уровень эстетического развития личности, степень ее способности адекватно оценивать эстетические и художественные ценности. Эстетический вкус может быть развитым и неразвитым, а также быть истинным или извращенным. Эстетический вкус носит как индивидуальный, так и культурно-исторический характер.
Эстетическое чувство – непосредственное эмоциональное переживание индивидом своего эстетического отношения к действительности, фундамент эстетического восприятия, представленное способностью воспринимать непосредственно окружающий мир, переживать прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Эстетическое чувство обусловлено такими психофизиологическими явлениями, как зрение и слух, но является исключительно человеческим. Эстетическое чувство может быть развитым, глубоким, многогранным или неразвитым, а следовательно, ограниченным. Эстетические чувства могут быть также извращенными.
Субъект социально-духовной жизни: искусство (см. подробнее далее), художественный образ, творчество.
Художественный образ есть конкретно-чувственное, целостное видение явления или процесса с позиций эстетической установки субъекта. Это особая конкретно-чувственная модель, рожденная человеческим воображением, но обусловленная восприятием реальных вещей или событий, требующая воплощения в конкретной форме. Художественный образ отличается условностью и правдивостью одновременно, так как он воплощает в себе то, что видит художник (часть реальной действительности), то, что он при этом чувствует (часть его субъективного мира) и то, о чем мечтает (интуитивно предчувствует).
Творчество является одной из разнообразных форм человеческой деятельности, направленной на создание чего-то нового, ранее не существовавшего. Художественное творчество – процесс создания произведения искусства, в основе которого лежит эстетическое переживание воспринимаемой действительности в художественном образе. Художественное творчество – это еще и особый духовный акт. Поэтому его структуру можно представить как последовательность накопления духовно-чувственного напряжения, момента озарения, создания произведения, воплощения задуманного в конкретной форме и стадии осознания и наслаждения или удовлетворенности результатами своего труда.
В процессе духовно-практического освоения мира «сталкиваются» объективные состояния и субъекты социальной жизни, природное (материальное) и идеальное (духовное). В результате возникает и функционирует совершенно новый объективный феномен - эстетическое.
В действительности категории очень редко отделены друг от друга. Чаще они проявляются бок о бок, дополняя и обогащая друг друга. Только в своем единстве они раскрывают эстетическое многообразие и богатство жизни.
Как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория эстетического стала изучаться только во второй половине XX века. Ее сущность в истории эстетики часто постигалась в ходе рассмотрения прекрасного.