Содержание:
Введение
1. Концепция познания
2. Концепция бытия
3. Национализм и принцип христианского самопожертвования.
4. Этическая и эстетическая концепция.
Список литературы
Введение
Свою религиозно идеалистическую систему создал Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900). О размахе и разносторонности интересов Соловьёва судят по его многочисленным произведениям. Основные положения своей философии он излагает в первых своих работах магистерской диссертации «кризис западной философии (против позитивизма)» (1874 г.) и докторской диссертации «Критика отвлечённых начал» (1880). Онтологию и гносеологию всеединства Соловьёв излагает в основном в «Философских началах цельного знания» (1877), а также в работе «Первое начало творческой философии» (1897-1899).Свои представления об историческом процессе он изложил в трудах «Чтение о богочеловечестве»(1877-1881) «История и будущность теократии»(1885-1887), «Теократическая философия»(1899), «Три силы» (1877) и др. Этическим проблемам просвещены роботы «Красота в природе»(1899), «Общий смысл искусства» и др.
1.Концепция познания
В магистерской и докторской диссертациях Соловьёв утверждал, что человеческое познание своей истории носило односторонний характер. Европейская Философия и наука расчленили действительность на части, противопоставили мир и человека и поэтому не смогли дойти до цельного знания, - считал мыслитель. Ни эмпиризм, ни рационализм, декларируемые европейской философией как пути истинного познания и ограниченные рамками логического мышления, не дают такого знания, они лишь соприкасаются с объектами, не проникая в него. Такое знание неглубокое, оно внешнее и относительное. Для раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт с всеединым, что достигается при помощи непосредственного внутреннего созерцания, веры. Рационализм и эмпиризм включается Соловьёвым в процессе познания как подчинённые моменты.
Внешний опыт (и соответственно и положительная наука), по Соловьёву, может давать лишь материал, а разум (философия)- лишь форму для достижения истины (всеединства сущего). Основой цельного знания являются опыт внутренний, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера.
Соловьёв считал, что правильно понятая , рационализированная теология не противоречат интересам философии и науки. Философия и наука имеют свою ценность в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире даётся наукой, об идеальном мире – философией, о боге – только верой. Цельное знание Соловьёва выступает как синтез науки, философии и веры. Оно должно быть направлено на выработку универсальной теории, формирующей принципы единства мира.
2. Концепция бытия
У Соловьёва олицетворением положительного всеединства , абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. Полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью, - всеблагой, любящей, милостивой, волевой – который и является Бог. Соловьёв ставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший , объединяющий тип познания.
Владимир Соловьёв увлекался философией буддизмом, неоплатонизмом; его интересовали философские построения Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, философские идеи П. Я. Чаадаева, славянофилов и другие, научные открытия.
Движением общества, по мысли Соловьева, управляет божественный промысел, а квинтэссенцией человеческой истории является история религии. Человек связан с двумя мирами – природным и божественным: из первого он вышел, ко второму стремится. Прежде чем человек становится духовных существом, он длительное время находится в природном состоянии. В природном человечестве нет истинной жизни, люди по природе чужды и враждебны друг к другу, между ними идёт постоянная борьба за существование. Обладая различными силами , один из них подчиняет себе других. Так возникает неравенство. Для достижения «истиной жизни» человечество должно пройти путь от природного состояния к духовному.
Смысл истории по представлениям Соловьева, состоит в постепенном одухотворении, нравственным совершенствовании человечества посредством усвоения и осуществления им христианских начал, одухотворения природной стихии божественным логосом.
Если началом истории является становление «абсолютного всеединства» в хаосе бытия, то её конец – в создании царства Божьего на земле. Здесь достигается полнота человеческой жизни и замыкается круг развития , происходит соединение человека с абсолютным началом – Богом.
В центре всемирной истории находиться Христос. Процесс движения к абсолюту – это процесс духовный. В нём должен участвовать сам человек.
Конструируемое воображением Соловьёва общество мыслилось как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима. В результате их слияния осуществляется богочеловеческий союз – свободная теократия, в которой восторжествует христианский мир и справедливость.
3. Национализм и принцип христианского самопожертвования
Представляет интерес и взгляд Соловьёва на развитие народов и, в частности на историю России. В этом процессе философ видел две противоположные стороны: национальность, народность и национализм. С национальным он связывал все положительные явления и достоинства любого народа, а с национализмом – всё негативное, с точки зрения христианской морали.
Национализм, по Соловьёву, начинается с ложно понятой идеи патриотизма, когда отстаивается и утверждается мысль об исключительности своего народа, самобытности и оригинальности по отношению к другим народам. Этот национализм, отстаивающий интересы своей нации и культивирующий идею исключительности своего народа, ведёт к его гибели. Спасти положение может только христианство как самая совершенная религия, стоящая выше национального.
Национализму, разрушающему народу философ противопоставил принцип христианского самопожертвования, то есть жертвенность во имя и во благо других людей и народов. Наряду с самопожертвованием Соловьёв указывал на другую «силу» самоутверждения народа – самоотвержение, то есть отказ от своей исключительности и подчинение своим идеям. Самоотвержение , по его мнению и есть патриотизм.
Только национальное самоотречение, по мысли философа, а не национальное самолюбие дало русскому народу образовательные средства для совершения им всемирно- исторической задачи.
На новом этапе развития российского общества Соловьёв под самоотречением видел отказ от православной исключительности и установление непосредственного взаимодействия с католической церковь, которая как внешняя сила якобы должна была дать импульс для решения многих духовных проблем России.
Присущая Соловьёву свободная постановка проблем развития Росси и русского народ, произвольная интерпретация его истории не находили понимания в российском обществе как в официальных кругах, так и в среде интеллигенции, а тем более в религиозных кругах. Хотя по существу Соловьёв пытался по разному решить проблему кризиса православия, который заметно проявлялся, в частности, в отходе образованных людей от религии.
4.Этическая и эстетическая концепция
В этической концепции Соловьёва первоосновами нравственности выступают стыд, жалость (сострадание) и благоговение. Все этические категории являются модификациями этих «первичных» нравственных чувств. Предметом нравственной философии является понятия добра как правды. Смысл жизни – в служении добру, в его «историческом делании» и оправдании.
Соловьёв выступал за уважение «нравственного достоинства личности», за неотъемлемое право каждого человека на собственное развитие «своих положительных сил»
Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине на может рассматриваться как средство для каких бы то ни было посторонних целей – он не может быть средством или орудием ни блага другого лица, ни для блага целого класса, ни наконец для так называемого общего блага, то есть блага большинства других людей.
Взаимные нравственные обязанности должны соблюдаться не только между отдельными людьми , но и между народами, что требует необходимой взаимосвязи политики и морали.
Совершенное добро, к которому должен стремиться человек, есть добро не для отдельной личности, а для всего человечества. Проблема отношения личности и общества ставиться Соловьёвым в связи с задачей исторического процесса как совместное осуществление добра. На это направлена деятельность государства. В праве, по Соловьёву, закрепляется принудительное требование минимального добра даёт только христианство, оно указывает человеку его абсолютную задачу.
Целью христианской политики, считал Соловьёв, должно быть уничтожение экономического рабства и эксплуатации человека человеком, достижение справедливой организации труда и распределения и т. п.
Являясь частью учения о всеединства, этика Соловьёва утверждает, что источником абсолютного добра на земле является Бог. Человек выступает носителем нравственности в том случае, если он свободно подчиняет свою волю Богу, стремится к «абсолютному добру» и устроению богочеловеческого царства не земле.
Мистически истолкованная любовь в философии Соловьёва – панацея от всех социальных проблем, практическое воплощение всеединства в отношениях между людьми. Идея всеобщей «общечеловеческой любви», призывавшая к самоотречению, к соединению в Боге, должна была привести к «совершеннейшему добру» не только для отдельной личности, но и для всего человечества.
В эстетике исключительным предметом искусства Соловьёв видел красоту – этот добро и в тоже время истина, чувственно воплощённая в материальном бытии. Всеединство, которое выступает в сфере нравственной как добро, проявляется в чувственных формах внешней действительности как прекрасное. Задача художника – не только воспроизводить, но и просветлять, обновлять, улучшать жизнь. Искусство должно быть чисто от низменного и ложного; но никак не от идейного содержания и жизненного значения. Искусство должно быть подчинено процессу осуществления «Царства Божьего» на земле, оно должно служить религиозному реформаторству. Художник служит совершенной красоте и только через неё – добру.