Федеральное агентство по образованию
Кафедра: Философии и Культуралогии
По дисциплине: «Философские аспекты»
На тему:
«Основы Чань(Дзен)-Буддизма»
Выполнил:
Проверил:
УФА –2009
Содержание Ведение в Чань(Дзен) Буддизм 1 Этимология 2 История 3 Краткая суть учения 3.1 Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма 4 Практики дзэн 4.1 Сатори 5 Методы пробуждения 5.1 Медитативная практика 5.2 Практика дзадзен 5.3 Коаны 5.4 Ступени состояния ума Дзен 6 Дзен боевых искусств и самурайский Дзен 7 Этика дзэн 8 Эстетика дзэн 9 Влияние Дзэн на современный мир 10.Список использованной литературы. |
Введение в Чань(Дзен) Буддизм
Дзэн[1] (от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сон или сэн) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзена и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).
Около 1600-1800 лет назад несколько проповедников буддизма пришли из Кушанского царства (территория Афганистана) в Китай и донесли до Поднебесной новую религию, особую философию, новый взгляд на мир. Семена буддизма упали на благодатную почву. Буддизм трансформировался в Китае, и возникло новое течение религиозной и философской мысли - чань-буддизм.
Основоположником чань-буддизма считается Бодхидхарма, то же пришедший в Китай с из Кушана (когда это направление буддизма дошло до Японии появилось название дзен-буддизм).
Основным в дзен- (чань-) буддизме является доктрина "мгновенного просветления" и методы его достижения. Из дзен-буддизма родились множество видов искусств в Китае и в Японии.
"Просветление" - это особое состояние человека, в котором нет ненависти и вражды, нет эгоизма и похоти, весь мир становится единым и счастье безграничным... Одним из методов достижения этого состояния является коан.
Коан - это загадка, не имеющая логического разрешения, решить ее можно только в особом состоянии духа. Коан переводит нас в иррациональное состояние, снимает покровы разума, логического мышления. Адепты дзен-буддизма годами пытались постичь данный учителем коан. Первые идеи дзен – буддизма пришли в Японию из Китая в VIII – IX вв. Для Японии это было время глубокого общественного кризиса, жестоких междоусобиц, падения авторитета императорской власти. Дзен был не особенно популярен среди крестьян, и вообще число его последователей никогда не превышало 10% от общего числа буддистов в Японии. Кстати, самураи в эпоху своего расцвета тоже составляли примерно десятую часть населения страны. Но зато они принадлежали к господствующему сословию, а значит, дзен на несколько столетий стал господствующей религией.
Разобраться в сути дзен, приблизиться к своей истинной природе помогали диалоги (мондо), парадоксальные загадки (коаны) и притчи (року) – короткие рассказы- обучение.
Парадоксальные загадки – коаны. Многие последователи дзен месяцами не могли найти ответ на них. Вот две из них:
1. Вы висите над пропастью, зацепившись зубами за куст. В это время вас спрашивают: В чем истина дзен? Что вы ответите?
2. Один монах спросил: «Говорят, что все вещи сводятся к Единому, но к чему же сводится Единое?»
Всего известно 1700 таких загадок.
С момента своего возникновения дзен делает упор только на собственный опыт человека. Ни опыт Будды – Великого учителя, ни поучения конкретного наставника сами по себе ничем не помогут. Искать путь к внезапному озарению человек должен сам. Слова «я не знаю» - лейтмотив погружения в дзен. Мир переменчив, истина, не познаваемая умом, постоянно ускользает.
Одна из основных истин чань – буддизма: «Передавайте учение вне слов». Есть целая традиция передачи учения чань (дзен) с помощью знаков, намеков, уловок. Особенно яркое выражение это нашло в дзенском искусстве (чайная церемония, искусство икебаны и т.д.).
Особую роль начал играть дзен в самурайской Японии с XVII в. К этому времени все великие сражения остались позади, и полем деятельности самураев стали изящные искусства. Если в буддизме понятие «быстротечный мир» носит скорее негативный оттенок, так как всю эту «иллюзорную пелену бытия» следует решительно отринуть, то самурайская культура, наоборот, начинает не просто восхищаться ускользающим очарованием этого мира, но и видеть в нем эстетический идеал жизни вообще. Отчасти в этом «виноват» и дзен – буддизм, объявивший, что земное бытие (сансара) в общем неотличимо от нирваны, а значит, для обретения истины и озарения отнюдь не следует порывать все связи с жизнью.
Японское эстетическое направление «чувство в вещах» позволяло человеку очаровываться вещами. Отсюда же проистекает и столь характерное для японской эстетики восхищение чем-то неживым, например в беспорядке лежащими камнями, которые благодаря «чувству в вещах» как бы «оживляются». Искусственное, ненатуральное вдруг оказывается символом абсолютной естественности, зримым образом упорядоченной структуры мира. Именно эту функцию выполняли «сады камней», самым известным из которых стал созданный в XV в. сад Реандзи в Киото. В нем всего 15 камней объединенных, композиционно, в пять групп по три камня в каждой. Однако все 15 камней можно увидеть только пройдя вдоль террасы и пересчитав их. Если же просто сидеть на террасе, то независимо от места, где помещается наблюдатель, он никогда не увидит все 15 камней сразу. Этим выражается буддийская идея об иллюзорности человеческого восприятия, о том, что ощущения человека никогда не отражают в полноте истинный мир, окружающий его.
В понимании самурая истинную ценность вещь может приобрести лишь со временем, когда в ней как бы высветляются доподлинные, глубинно – эстетические свойства. Японцы называют это «саби» - дословно «патина времен», «ржавчина веков». Даже дорогой доспех самурая обязан соотноситься с прошлым хотя бы по своему покрою. В икебане и чайной церемонии особенно высоко ценилась утварь, отмеченная печатью времени. Лучшая посуда для чайной церемонии – не та, что утонченно украшена, но та, которой пользовались несколько веков назад. Здесь речь идет об особом свойстве японского эстетического сознания – вечном убегании в древность, соотнесении себя с людьми прошлого, а точнее с их состоянием сознания.
Вырабатывалась и особая стилистика жизни – неприхотливая, простая жизнь. Простота взывает к легкой незавершенности, некоему нарочито допускаемому несовершенству, что должно восприниматься как нежелание человека приукрашивать естественность самих вещей. Именно на этой недоговоренности и была изначально основана живопись тушью – суми - э.
Ритуалы и комплексы приемов в традиционном карате порой упрощены до предела, что символизирует все то же стремление к Простоте.
Дзен утверждает, что к Просветлению можно прийти и через совершенствование в боевых искусствах. В тренировках дзюдо, айкидо использовались дзенские приемы отработки дыхания, концентрации внимания, перевода действий с уровня сознательно принимаемых решений на уровень мгновенной спонтанной и естественной реакции. В 30-ых годах XX столетия в Японии возникло каратэ. Это синтез японских приемов самозащиты из арсеналов дзюдо и айкидо, китайского кунфу и корейского тэквандо. В каратэ очень важно уметь контролировать дыхание – подобные навыки пришли из Индии, плавно двигаться – в этом помогли древние китайские упражнения, а боевая стойка была полностью выработана в Японии. В каратэ практикуются и захваты, и удары, но главное – отрегулировать дыхание, сконцентрировать энергию, сосредоточить внимание в определенной точке и нанося удар сопровождать его сильным выдохом с выкриком и выбросом энергии.
Этимология
Энсо — символ дзэн-буддизма
Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр. ध्यान, dhyāna?, от ध्या, dhyā?, «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение»[2].
Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн. тхиен; кор. сон или сэн), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».
В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзен; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзен. Другое (официальное) название дзенской традиции — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.
История
Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Патриархов буддизма, ставший в последствии первым Патриархом дзэн (чань). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении 6—8 веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка).