Смекни!
smekni.com

Бытие 2 (стр. 1 из 2)

ТЕМА 9. БЫТИЕ

Содержание

1. Историко-философское изменение представлений о бытии. 3

2. Уровни бытия. 7

3. Философская категория материи. 9

4. Атрибутивные свойства материи. 12

Список использованной литературы.. 15


1. Историко-философское изменение представлений о бытии

Проблема бытия - исходная в философских размышле­ниях. Бытие - категория, фиксирующая основу существо­вания для мира в целом или для любой его разновидности; является предметом онтологии; в гносеологии выступает как базисная для любой возможной картины мира (и человека в мире) и для всех прочих категорий.

Впервые термин «бытие» в философию ввел Парменид (V - IV вв. до н. э.). Он бытие представлял натуралистиче­ски в образе совершенного Вселенского Шара, и в то же время абстрактно. Бытие едино и неизменно, нескончаемо во времени, не уничтожимо, есть вся полнота совершенств (Истины, Добра, Блага, Света), воплощенное в Логосе - космическом Разуме, через который раскрывается содер­жание мира для человека. «Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит», - утверждал Парменид. Впервые философия обозначила собственное поле - вопрос об отноше­нии мышления и вещей (мира), был расширен круг фило­софских задач - введена гносеологическая проблематика.[3, c.111]

Еще Анаксимандр различал изменяемость частей и не­изменность целого. Мысль Парменида о неподвижности бытия нельзя понимать буквально. Эта мысль выражает завершенность, вечность бытия.

Неподвижность здесь не исключает конкретных изменений эмпирического характера. Парменид впервые отчетливо сформулировал критерий реальности, указывая на то, что подлинная реальность, которую можно усмотреть «очами разума», инвариантна и извечно сохраняется, просвечи­ваясь через пелену наблюдаемых, непрестанно изменяю­щихся явлений.

Если Парменид делал упор на целост­ную картину, ставшее, стабильное, то другой древнегре­ческий философ, Гераклит, акцентировал внимание на становление, процесс, изменяемость. Гераклит, утверж­дая, что все течет, признавал при этом, что космос един и вечен, один для всех.

Подходя к проблеме бытия с разных сторон, Парменид и Гераклит делали одно общее дело - закладывали основу учения о бытии: бытие, изменяясь, покоится, все изменчиво и в своих конкретных проявле­ниях относительно стабильно.

Гераклит различал бытие по истине, открываемое в фи­лософском размышлении, и бытие по мнению, представ­ляющее собой ложную, превратную поверхность вещей. Платон удваивал мир на мир идей (мир истины) и на мир подобий. Он связывал истинное бытие с миром идеальных сущностей, а небытие - с косной материей. Бытие понима­лось Аристотелем как всеобщий предикат, который отно­сится ко всем категориям.

В период средневековья утверждалось, что истинное бытие есть Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из нич­то и без заботы Бога исчезнет в ничто. В традициях аристотелизма различались действительное бытие (акт) и воз­можное бытие (потенция), сущность и существование. Всецело актуально только бытие Бога.

Возрождение рассматривало бытие, с одной стороны, как природу (все существующее - творение природы), с другой, как нуждающееся в человеке как творце и хозяи­не. Такой подход был обусловлен развитием науки, техни­ки и материального производства.

В Новое время бытие представлялось как реальность, которая подчинена автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмеша­тельства каких-либо внешних сил. Исходным в трактовке бытия было понятие тела, что связывалось с развитием ме­ханики как главной науки того времени. Природа рассмат­ривалась вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе.[3, c.112]

Вместе с тем наметился субстанциональный подход к бытию, когда фиксировались субстанция (неуничтожи­мый, неизменный субстрат бытия, его предельное основа­ние) и ее акциденции (свойства), производные от субстан­ции, преходящие, изменяемые (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, французские материалисты).

В метафизике Р. Декарта берет начало истолкование бытия на пути рефлективного анализа сознания, осмысле­ния бытия сквозь призму человеческого существования.

Лейбниц и Беркли выводили понятие бытия из внутренне­го опыта человека. Отсюда вытекала трактовка бытия как осваиваемого человеком в его деятельности объекта, противостоящего субъекту. Для Фихте подлинным быти­ем является свободная деятельность абсолютного Я, а ма­териальное бытие есть продукт этой деятельности. У Фих­те в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, созданное деятельностью человека.

Гегель понимал бытие как исчезающее, переходящее в небытие, в результате чего все в мире является становле­нием. Для Гегеля подлинно бытие, совпадающее с абсо­лютным духом, есть не инертная реальность, а объект де­ятельности, полный беспокойства, движения и фиксируе­мый в форме субъекта, т. е. деятельно. Данная концепция перекликается с философией Будды, где нет места поня­тию об устойчивой неизменной субстанции ни в отноше­нии вещей, ни в отношении человеческого Я, а также с ге-раклитовской идеей, согласно которой жизнь есть про­цесс, а не субстанция.

В XX - XXI вв. бытие трактуется как вечно проясняе­мое раскрытие конкретного единства вещей и человека. Развитие научного знания позволяет понимать бытие под углом зрения таких категорий, как функция, отношение, система.

Современная философия подчеркивает значение антропного принципа, согласно которому имеется порази­тельное соответствие физиологического устройства чело­века мировым физическим константам, лежащим в осно­ве мироздания. Отсюда делается вывод, что развитие Все­ленной было заранее предопределено так, чтобы привести к появлению человека. Академик Н. Н. Моисеев считает, что сначала развитию Вселенной присущи неопределенность и непредсказуемость. С возникновением человека Вселенная начинает развиваться целенаправленно. Дочеловеческое бытие превращается в бытие, в котором чело­век соотносится с миром.

Человекоразмерность бытия, конечно, нельзя преуве­личивать. Бытие вещей, полагал А. Н. Радищев, незави­симо от силы познания о них и существует само по себе. И хотя в человеке, считал Н. А. Бердяев, «пересекаются все круги бытия», оно изначально, дано до всяких форм человеческой деятельности, практической и теоретиче­ской, до появления деления на субъект и объект.

Совре­менный российский философ СТ. Мелюхин полагает, что никакого антропного принципа в природе не существует, а есть лишь законы самоорганизации неорганических сис­тем, человек же является продуктом этой системной эво­люции. Называют и другие альтернативы: а) признание появления человека невероятным чудом; б) допущение параллельного существования бесчисленных иных миров с другими физическими константами.[3, c.119]

К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что труд как пре­образование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет бытие человека в обществе (социально-трудовая трактовка обще­ственного бытия). При этом практика рассматривалась как глубинная основа и характеристика человеческого мира.

В современной философии и науке разрабатывается концепция самоорганизации природы и общества как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: не­устойчивости - устойчивости, дезорганизации - организа­ции, беспорядка - порядка, что предполагает постоянную проблематизацию жизни и соучастие человека через мир «повседневности» в творческо-традиционном потоке.


2. Уровни бытия

Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности. Основными уровнями бытия являются: актуальное и потенциальное бытие.

Следует различать актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие — это наличное бытие в данном пространственно-временном ин­тервале; все то, что существует в данный момент.[4, c.80]

В актуаль­ном бытии выделяют, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов. Это — природное бытие индивидуализи­рованных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) при­роды искусственных вещей и процессов, созданных чело­веком. По мере развития человечества вторая природа ока­зывает все большее влияние на жизнедеятельность общест­ва. Доминирующее значение в ней занимает техника. В технике сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная це­ленаправленная деятельность человека и вещества, свойст­ва, законы внешнего мира.

Бытие человека представляет собой единство физиче­ского (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке приро­дой, реализуется путем социального (общественного) способа существования человека. При рассмотрении бы­тия человека наиболее значимым является аспект инди­видуального личностного бытия, ибо только через этот уро­вень бытия можно осмыслить отношение человека к миру.

Очень многие жизненные ситуации просто не сущест­вуют как проблемы для всех. В частности, особенность вопроса о смысле жизни заключается в том, что он тесно связан с индивидуальным сознанием. Каждый человек проблемы собственного бытия может поставить и решить по-своему. Но при этом важно понимать общие сущност­ные характеристики бытия.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, чело­века и того, что создано им, содержит в себе массу не­реализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществля­ется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. [4, c.81]