Идея самодостаточности хозяйства, умной меры в стремлении к материальному благополучию доминировала в сознании людей докапиталистического общества. С развитием капиталистических форм хозяйствования сформировался новый тип экономического мышления, для которого деньги является главным инструментом представления и анализа богатства, а сам круговорот богатства обуславливается притоками и отливами денег. На арену общественного бытия выходит первая научная форма экономического знания — политическая экономия.
Политическая экономия — экономическое учение о закономерностях производства, распределения и обмена материальных жизненных благ в обществе на разных этапах его исторического развития.
Основателем политической экономии есть британский ученый Адам Смит (1723 — 1790), который акцентировал внимание на том, что богатство — это не деньги или золото, а продукт работы, самый важный феномен хозяйственной жизни и фактор хозяйственной деятельности. Политэкономия предоставила работе особое значения и статуса, и в этом ее огромная заслуга.
Главными мотивами экономической деятельности людей, по А. Смиту есть нужды и обмен продуктами. В актах обмена оказывается принципиально отличная по своей природе от нужд мера, которая определяет равноценность и отличие вещей. Эта мера есть объективной, не зависит от настроений, желаний людей: ею есть время их жизни и время их работы. Круговорот товаров, денег, богатств, утверждал Смит, происходит благодаря вложенной в товары работы.
Поставленная А. Смитом на научную основу политэкономия вывела экономическую науку на новый качественный уровень. Но в конце XIX ст. проявились некоторые ее недостатки, разногласия, которые сделали невозможным решение актуальных для того времени экономических проблем. В частности, с помощью трудовой теории стоимости, которая была положена в основу политэкономии, не получилось объяснить природу экономики, ее историческое развитие, а также особенности экономического процесса. В поисках новых теоретических подходов к решению назревших проблем экономическая наука в конце XIX ст. существенно изменила свой предмет и свое название. Термин «политическая экономия» уступил понятию «экономика», или «економикс».
Экономика — аналитическое учение из проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов (работа, капитал, земля, деньги, предпринимательские способности, знание), управление ими с целью производства товаров и услуг, достижение максимального удовлетворения возрастающих материальных потребностей людей.
С точки зрения новой экономической теории, основной целью производства и обмена есть получения максимальной прибыли, наиполнейшее удовлетворение всевозрастающих нужд людей. Эту мотивацию уточняет действие закона, согласно которому полученное индивидом от единицы блага удовлетворения уменьшается с ростом количества этих единиц, которые находятся в его распоряжении. Это означает, что все потребности имеют тенденцию к насыщению. Применение закона спадания (уменьшение) полезности дало возможность теоретикам економикс усовершенствовать аналитический аппарат анализа поведения экономического субъекта. Поскольку полезная отдача от каждой следующей единицы блага снижается, а трудности, связанные с ее добыванием, возрастают (затраты работы в процессе производства, других благ в процессе обмена и т.п.), непременно должно наступить время, когда дальнейшее приумножение благ вызовет не рост, а снижение удовлетворения. Такая ситуация может быть описана с помощью математических средств, причем возможное определение точки максимизации полезности, к которой должен стремиться экономический субъект.
Некоторые исследователи указывают на определенную ограниченность новейшей теоретической экономии, обращая внимание на ее расчлененность на отдельные «сегменты», «зоны», что порождает разные разногласия познания. В общем, изменение форм экономического знания от учения о самодостаточности объединения домохозяйств (полисов) к теории рационального поведения в рыночной среде непосредственно связанная с изменением доминирующих типов хозяйственной деятельности на разных этапах общественного развития.
4. Сущность и особенности общественного производства
Основное назначение экономической сферы состоит в удовлетворении постоянно возрастающих человеческих нужд. В общественном и индивидуальном бытие потребность является проявлением необходимости определенных факторов (вещества, энергии, информации) и желание владеть ими для создания благоприятных условий жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества. Среди разных нужд человека наиболее существенной есть потребность в индивидуальном воспроизведении, которая является противодействием закона энтропии (греч. еп и Ігоре — поворот, изменение, преобразование). Связанная она с затратами энергетического потенциала организмом и потребностью его постоянного пополнения.
Эта потребность есть фундаментальной, поскольку: а) добывание пищи есть основным жизненным процессом, который сопровождает человека от рождения до смерти; б) этот процесс по своей природе есть циклическим (постоянно возобновляемым); в) необходимость постоянных усилий побуждает человека к поискам образов их экономии путем усовершенствования средств обеспечения себя пищей; г) неудовольствие этой потребности служит причиной смерти, а потому за осложнения условий добывания пищи человек выявляет максимум изобретательности и трудолюбия; д) процесс добывания человеком пищи постепенно превращается в процесс ее производства.
Производство — процесс, с помощью которого люди, используя вещества и силы природы и собственные силы и способности, целеустремленно создают материальные и духовные ценности, способны удовлетворять их жизненные нужды.
Процесс производства неоднородный, требует четкой организации: специализации, упорядочение, регулирование. Поэтому производство постепенно приобретает общественный характер, в значительной мере определяет основные параметры общества.
Общественное производство — процесс, благодаря которому люди (общество), используя вещества и силы природы, общественное отношение и социальные силы, свои духовные богатства и способности, воссоздают собственную и общественную жизнь.
Производство вносит в аморфную жизнь людей и собирателей продуктов природы четкую организованность, обеспечивает структуризацию общества. Эта структура охватывает такие категории людей:
— занятие в сфере производства материальных благ, без которых общество существовать не может. Эта группа есть определяющей в обществе на всех этапах исторического развития производства;
— технические руководители процесса производства. Необходимость в них появилась в связи с внедрением машин и механизмов и существует до сих пор;
— категория людей, которые обеспечивают стабильность внешних условий производства, охрану и защиту производителей, процесса и продукта их работы (административные, законодательные органы и учреждения);
— занятие в непроизводственной сфере (охрана работы, здоровье, образование, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и т.п.);
— категория людей, которые обеспечивают обмен продуктами производства (торговля, финансово-кредитная система, транспорт, связь, реклама и т.п.);
— ученые, необходимость в которых обусловлена развитием научного производства.
Все эти группы людей имеют непосредственное отношение к процессу общественного производства, воспроизведение общественного бытия, которое осуществляется путем создания необходимых продуктов (материальных средств производства и предметов потребления, новых форм общественного отношения, продуктов духовности и информации, новых общественных качеств индивидов).
Общественное производство существует на всех этапах развития человеческого сообщества, оно присуще всем историческим эпохам, поскольку люди, которые создают материальные блага и духовные ценности и новые формы общественного отношения, непременно вступают в определенные взаимосвязи и взаимоотношения. Всегда и во всех своих проявлениях оно есть общественным, разветвлённой системой, которая предусматривает наличие таких важных структурных элементов, своеобразных подсистем (производств):
— материальное производство, которое обеспечивает приветственные человеческие нужды, предметные условия человеческой жизни;
— производство необходимых социальных условий существования людей, то есть производства форм общения;
— духовное производство, которое является основой формирования духовности, ее пути к самосовершенствованию и саморазвитию.
Все составные общественного производства находятся в постоянном взаимодействии, особенности которой определяются законом общественно-исторической производственной доминанты, согласно которому на определенной ступени общественного развития доминирует соответствующая составляющая производства, предоставляя другим его составляющим особых признаков.
Общественное производство иногда отождествляют с материальным производством. Этой позиции соблюдается прежде всего марксизм, в толковании которого общественное производство возникает преимущественно как процесс создания и развития общества, основная движущая сила истории. Особого значения он предоставляет материальным производственным отношениям.