Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребление материальных благ.
Материальные производственные отношения марксизм рассматривает как объективный критерий периодизации общественного развития, отмежевание низшей его степени от высшего, искренения общего (имеющегося в разных странах и у разных народов, которые находятся на одном ступени общественного развития).
Абсолютизация материального производства, взгляд на него как на движущую силу и закон развития общества прослеживается в теории «технологического детерминизма», теории «индустриального общества» (французский философ, социолог Раймон Арон (1905—1985); американский социолог Даніел Белл (1919 г.); американский социолог, экономист Волт Ростоу (1916 г.)).
Духовно-производственной доминанте общественного производства, которая состоит в абсолютизации духовной активности, духовной жизни, значительное внимание уделяли Гегель и Кант, неогегелянци и неокатианци, представители теории «абсолютного историзма» (английский философ Роберт-Джордж Коллингвуд (1889—1943), историографии итальянского философа Бенедето Кроче (1866—1952), работах немецких философов Вильгельма Виндельбанда (1848—1915), Вильгельма Дильтея (1833—1911), Генриха Рикерта (1863-1936) и др.
Современное понимание сущности и роли общественного производства в историческом процессе находится под влиянием теории «информационного общества», которая, конкретизируя теорию постиндустриального общества, считает основным признаком этого общества производство и распространения информации, преобразование ее на главный вид услуг, на товар и даже на власть.
5. Философия денег
Важным фактором функционирования общественного производства, экономической сферы есть деньги — особая реальность, с которой связанный каждый день человеческого бытия, которая создает специфическое восприятие человеком мира и себя в нем. Деньги создают человеку проблемы при их отсутствия и еще более, когда их вдоволь или излишне. Лишь на первый взгляд кажется, что люди руководят деньгами, на самом деле, они руководят людьми. Деньги диктуют свою политику, навязывают особое мировоззрение, философию. Как объект познания они принадлежат к сферы знаний экономической науки.
Деньги — особый товар, который является общим эквивалентом (равноценностью) во время обмена товаров, их формой стоимости.
В качестве денег используют металлические и бумажные знаки, ассигнации, банкноты, кредитки, боны, купоны и др. Экономика рассматривает деньги как средство обмена, который облегчает торговлю. Своей задачей она усматривает выяснение количества необходимых для экономики денег, особенностей и закономерностей процесса формирования предложения денег, ее структуры, факторов, которые влияют на денежный поток, функционирование денежного рынка и т.п. Ведь их влияние на человека не исчерпывается сферой экономики. Деньги влияют и на формирование морали, иерархие человеческих ценностей, на психологию, мировоззрение человека и общества. Они давно получили статус универсальной категории. Постичь их природу возможно только такими инструментами мышления, которые способны охватить все формы проявления сущностных особенностей денег. Осуществить это возможно на основе философского подхода, чем и занимается философия денег.
Философия денег — философский анализ системного влияния логики денег, денежных отношений на мировозренческо-духовный мир человека и общества.
Целостная картина денег может быть создана на основе их анализа не только как средств обращения, но и как цели. В качестве средств обращения деньги содействовали развитию торговли, ускорению и расширению движения товаров и услуг, формированию государственных и межгосударственных хозяйственных связей. Как цель деньги имели огромное влияние на развитие человека, отношение к работе. То есть деньги актуализировали не только изменения в мире вещей, и в мире людей, во внутреннем мире человека, ее интересов, идеалов и стремлений, моральных критериев. Они существенно изменили систему человеческих ценностей. Благодаря этому деньги вышли за пределы своих естественных (традиционных) функций как эквивалента товара и услуг, расширивши сферу своего функционирования.
Накопление денег, с точки зрения ценностей либерального общества, является весьма полезным шагом, поскольку обеспечивает развитие экономики, обеспечивает процветание государства. Объемы концентрации денег в руках одного человека часто ассоциируются с ее продуктивной энергией, силой воли и неординарностью. Нередко деньги выполняют роль эквивалента. Не имея достаточных денежных достатков, человек рискует быть лишенной приманок социальной жизни, поскольку без надлежащей основы фундамента свобода личности суживается к границам жестокой необходимости, а бедность, убогость является источником ощущения бесперспективности, бессилие, бытовых конфликтов. Если бедность обусловлена отсутствием денег, то не означает ли это, что они являются источником гармонии и счастья, исключительным благом? Утвердительный ответ на этот вопрос возможен только при условии отношения к убогости как к норме человеческого существования, а за возможности человека относительно самореализации, свободы выбора и достойной жизни — как к особой привилегии. Взгляд на полноценную жизнь человека (со свободой выбора, творчества, свободой и возможностью самореализации), что возможно лишь в самом деле демократическом, правовом обществе как на норму суживает функцию денег к ним естественного состояния.
Особого значения деньги приобретают в коррумпированном обществе, в котором отсутствующее естественное право человека на свободу, творчество и достойное существование. В таком обществе функции и значение денег деформированы и гипертрофированы, а ценность человека определяется как ее покупательная способность (человек может столько, сколько он способен купить). Такое общество возникает перед человеком как товар, ведь в нем все может быть купленным (закон, мораль, общественная мысль, справедливость и даже жизнь). Понятно, что человек не способен продать закон, честь, родину, мораль, но способен продать себя. Он может торговать только собой, своим чувствами, верой, совестям при условии, что все это приобрело для нее признаков товара, потеряло свое первичное, истинное значение. То есть человек может продать не только свою работу, свои услуги, а и свою духовность, воплотить ее в товар. На уровне духа человек не продает, но продается, то есть становится товаром.
Деньги безусловно является ценностью. Однако вести речь о реальной их стоимости можно было лишь тогда, когда они существовали в форме благородных металлов (золота, серебра), так называемых полноценных денег. Переход к другим формам денег (монеты, банкноты), которые имеют лишь нарицательную стоимость, превратил их в знак, символ, носителя информации.
В мире вещей тяжело найти что-то более символичнее, чем деньги, а с возникновением так называемых «электронных денег», усовершенствованием разных форм бухгалтерии, деньги потеряли любую конкретность, превратились на чистую условность.
Поскольку значение и суть денег не зависит от формы их материального воплощения (деньги — абсолютная идеальность), они являются ценностью, продолжают быть средством и целью обмена. Их ценность вытекает не с их вещественной формы, а с содержания того общественного процесса, который они опосредствуют своим движением и делают возможным его. Имея свою особую форму движения от одного человека к другой, деньги выражают определенный образ общения. Независимо от своей формы (материальной или символической), они являются своеобразным инструментом общественного взаимодействия людей через обмен. И в этом оказывается их непересекающаяся ценность для общества. Механизм общественного взаимодействия, которое осуществляется благодаря деньгам, как правило, сводят к присвоению и отчуждению, благодаря которым то, что принадлежало индивиду, становится чужим, а чужое начинает принадлежать ему. Деньги вносят определенный порядок в процесс распределения общественных ценностей, определяют количественные границы возможного в действиях людей, реализуют принцип эквивалентности отчужденных и присвоенных благ в условиях рынка. В этой своей функции они реализуются как механизм социально-нормативной регуляции общества, которое предоставляет им безусловные ценности.
Владея свойством взаимообмена, деньги становятся не только ценностью, но и мерой стоимости обменных благ — «мерой всех вещей». Они выражают качественную безграничность возможного в действиях людей, выступают стимулом и побудительным мотивом многих видов деятельности — как гуманных, так и антигуманных. Деньги способны поощрить к любым усилиям против человека, превратить в предмет покупки — продажи то, что им не должно быть в здоровом обществе. Это означает, что они вносят в общественное бытие как порядок, так и элементы хаоса. Но деньги есть лишь средством реализации волевых, умственных усилий человека. Они одинаково успешно обслуживают как творческие, так и деструктивные человеческие действия и поступки. В этой роли они создают или разрушают человека как личность, влияют на формирование ее индивидуальной системы ценностей, иерархию ее личных приоритетов и целей. Все зависит от соотношения умственно-волевых усилий и денежного интереса в деятельности людей.
Деньги является продуктом общества, его произведением, за которое оно должны нести ответственность. Человек должен постичь их истинное место и роль в своей жизни и бытие общества, научиться руководить ими на основе объединения возможностей современной экономической науки (с ее практической направленностью) и философии (с ее направлением на познание целостного мира).
6. Вывод
Философский подход дает возможность рассматривать экономику как сложную, открытую, нелинейную систему с ее необратимостью, возможностью возникновения новых связей и отношений, выяснить место и роль одиночных людских усилий в этой системе, которые за определенных состояний социального среды могут существенно влиять на макросоциальные процессы.
Литература
1. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. — СПб., 1998.
2. Андрущенко В., Михальченко М. Сучасна соціальна філософія: Курс лекцій. — К., 1996.
3. Андреев И.Л. Человек по имени «Деньги» // Вопросы философии. — 2002. — №12.
4. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» — тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. — 2002. — №5.
5. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. — М., 1998.
6. Кортунов В. В. Философия денег. — М„ 2002.
7. Месникова Л. А. Зкономика постмодернизма и отношения собственности // Вопросы философии. — 2002. — №7.
8. Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. — СПб., 1999.
9. http://ru.wikipedia.org