Интерпретация текста состоит не в воссоздании первичного авторского текста, а в создании собственного Авторского Текста, источником которого Гадамер усматривает собственный - герменевтический – опыт. Этот опыт является основой, которая задает алгоритм понимания. Предметом философии по Гадамеру считается не только интерпретация и понимание явлений, а и вся человеческая культура, налаживание коммуникативных связей между людьми. Основой межчеловеческой коммуникации правильно считать диалог.
Гадамер считал, что любое понимание никогда не начинается с нуля. Оно всегда уже опосредовано каким-то (интуитивным, неосознаваемым) предпониманием. Предпонимание—положительный предрассудок. Предрассудки могут иметь форму авторитета и традиции. Предпонимание и понимание связаны друг с другом в единое целое процессом коммуникации и образуют герменевтический круг.
В прикладной герменевтике анализируются следующие методы истолкования текста: грамматический, стилистический, исторический и психологический.
33. Структурализм
С—направление в Ф, в основе которой лежит построение мира с т.з. структуры. Наибольшее распространение получил в таких областях, как лингвистика, культурная антропология и литературоведение.
Основоположником С считается Ф.де Соссюр («Курс общей лингвистики»). Согласно ему, язык—явление социальное и принудительное для отдельного человека. От языка как репрессивной структуры отличается речь как свободный акт человеческого творчества, т.е. в речевой деятельности необходимо разделять язык как систему и речь как реализацию этой системы.
Второе фундаментальное разграничение - синхроническое и диахроническое описания языка. Исследуя язык как систему знаков, структурная лингвистика выявляет противопоставления, создающие значения, и правила комбинирования, управляющие построением языковых последовательностей.
Из языкознания и литературоведения в 50-е гг. идеи С были перенесены в антропологию Леви-Строссом («Структурная антропология»). Основные принципы структурализма. Самыми главными для структурализма являются утверждения о том, что (1) социальные и культурные явления определяются своей внутренней структурой (отношениями между их частями) и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах, и (2) эти системы суть системы знаков, так что социальные и культурные явления – это не просто объекты и явления, но объекты и явления, наделенные значением. Основные идеи Леви-Стросса: 1). Изучая явления культуры, следует обратить внимание не на их элементы, а на структуры. 2). Исследуя культурные феномены, следует главным образом изучать их синхронно, т.е. их совпадении во времени. 3). Приоритет в исследованиях принадлежит структурам, а не субъектам. Он изучал разные мифы с помощью понятия тотемизм. Тотемы – это логические операторы, конкретные знаки, которые могут быть поняты только в системе.
В работах Р.Барта идеи С получили дальнейшее развитие («Воображение знака»). Он утверждал, что преодоление ложного и иллюзорного сознания должно основываться на расшифровке его структур и их познания. Главным предметом изучения в С для Барта была письменная речь, которую он понимал достаточно широко, как всю выраженную в знаках человеческую культуру. Структурами Барт называл не любые отношения знаков, а лишь такие, которые определяют лицо вещей. Барт берёт вещь, разделяет её, а затем собирает. В процессе этого появляется новая структура, структура умопостигаемая (рационализм).
Фуко «Археология знания». Задача философа состоит в том, чтобы реконструировать фундаментальные структуры цивилизации. Фуко выделял три эпистемы—универсальная модель построения человеческой культуры и цивилизации: возрожденческая, классическая и современная. Первая предполагала сходство слов и вещей. Классический период слово становится репрезентацией вещи (язык как прозрачное средство выражения мысли) и, наконец, современная эпистема порождает такое отношение слов и вещей, которое опосредовано историей. Тремя науками, знаменовавшими исторический тип связи вещей и слов, стали политическая экономия, биология и филология. Движущей силой современной эпистемы становится труд, жизнь, язык. Находясь вне сознания людей, они определяют возможности как их сознания, так и познания.
Жак Лакан уподобляет структуру бессознательного языковой структуре и ищет соизмерения между различными уровнями психики, пути их рационального объяснения. Имя Л. традиционно связывается с концепцией «структурного психоанализа», а главной проблемой в его творчестве является обнаружение связей между языком и символом в структуре бессознательного..
Постмодернизм (П)—продолжение структурализма. Принципы П: космизм, экологизм, постгуманизм, новая сексуальность (феминизм).
34. Критический рационализм
Философская программа критического рационализма была создана австрийским философом Карлом Поппером /род. 1902/. Труд: «Логика научного исследования».
В мире правдоподобного знания требования опытной проверяемости, действительно, оказывались неуместными (позитивизм). Это означало, что критерием, позволяющим отличать подлинную науку от псевдонауки, является не проверяемость, а опровергаемость, т.е. фальсифицируемость подлинной науки, во-первых, и, во-вторых, не истинность, а только правдоподобность настоящей науки. Подлинная наука не должна согласовываться со всеми фактами и опытами, а какие-то из них непременно запрещать.
Идеи фальсификационизма не новы, т.к. ещё Ксенофон, Демокрит и Сократ говорили, что людям, в отличие от богов, свойственно ошибаться и, что знание всегда является человеческим знанием. Поппер довел эту теорию до завершения: до требования самокритичности субъекта знания. Заслуга Поппера в том, что в научном познании подтверждение и опровержение ассиметричны. Верить, учил П., следует лишь до тех пор, пока невозможно эти аргументы опровергнуть.
Концепция роста науки: Наилучшей теорией является та, которая уже опровергнута и, следовательно, стала питательной средой для новой теории, П. интересуется степенью правдоподобия научной теории.
«критический метод, метод проб и ошибок: метод выдвижения смелых гипотез, которые должны подвергнуться суровой критике, чтобы определить наши заблуждения», и есть метод науки.
Концепция Онтология трёх миров: Мир1—мир вещей, физической природы. Мир2 –мир человеческой индивидуальной психики. Мир3—мир идей, научного знания, морали и т.д. Мир3 состоит из теорий, проблем, аргументов и возникает как взаимодействие миров1 и 2. Мир1 существовал задолго до мира2, а мир3—побочный продукт человеческой деятельности, обеспечивающий биологическое выживание человека. Способом существования мира3 является язык. Облечённый в языковую форму, этот мир существует объективно, независимо от психики людей.
Концепция гносиологии без субъекта: Знание обычно считается тем в большей степени научным, чем меньше в нём содержится субъективных моментов. Отрицание субъективности, прежде всего, психологизма знания, приводило П к идее гносиологии без субъекта познания.
Концепция открытого общества: Социальные организации П делил на два типа: открытые-либеральные и демократические—и закрытые(первобытное общество, фашизм, социализм). В своей концепции П наибольшее внимание уделил критике Марксизма. Он считал Марксизм псевдонаукой по трём причинам:
· Эссенциализм, состоящий в претензиях на постижение сущности вещей.
· Холизм как учение о том, что в каждой части отражаются свойства целого
· Профетизм, состоящий в доказывании возможности предсказания будущего
Ганс Альберт «Трактат о критическом разуме».Он писал, что рациональное обоснование сталкивается с тремя трудностями—регрессом в бесконечность, порочным логическим кругом и произвольным(конвенциональным) постулированием первоначала. Способом преодоления этих трудностей является критический рационализм
35. Экзистенциализм – философия существования.
Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины: нравственные, экономические и политические кризисы; бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку; опасность гибели человечества; усиление жестокости, распространение фашистских и иных тоталитарных режимов; бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: уникальность человеческой личности; противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения; проблема одиночества, заброшенности человека; проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора.
Основатель датский философ Сьорен Кьеркегор (1813- 1855). Он поставил вопрос: почему философия почти не уделяет внимания человеку, растворяет конкретного человека во всеобщих, абстрактных вопросах? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его проблемам, помочь ему найти истину. Философом были выделены понятия: неподлинное существование - полная подчиненность человека обществу, без осознания своего "Я"; подлинное существование - выход из состояния подавленности обше-ством, сознательный выбор, нахождения себя. Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую; этическую; религиозную.
На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. На этической стадии человек делает сознательный выбор, теперь им движет долг. На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, внешний мир не имеет для него особого значения. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест", превозмогая все страдания и внешние обстоятельства. Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были: Карл Ясперс(1883 - 1969); Жан-Поль Сартр (1905-1980); Альбер Камю (1913 - 1960); Мартин Хайдеггер(1889 - 1976).