3 уровень – эмоциональный - отражение, происходящее в виде переживаний, непосредственная реакция человека на среду. Различают две его формы: эмоции – не устойчивые переживания, возникающие стихийно; чувства – устойчивые, целенаправленно воспитывающие в человеке.
4 уровень - волевой отражение действительности происходит в волевых побуждениях.
Первый уровень абсолютируют объективные идеалисты, остальные 3 – субъективные идеалисты.
Формы общественного сознания: общественная психология, политическое сознание, правосознание, моральное сознание, эстетическое сознание.
Сознание – высшая форма отражения действительности. Отражение присуще всей материи (материал взгляд). Отр. – это способность материальных систем воспроизводить в процессе их взаимодействия в своих особенностях особенности других материальных систем.
Развитие отражения: 1) Отр. в неживой природе, проявляется в механических процессах, физических, химических. Оно пассивное и неизбирательное. 2) Отр. в живой природе. Оно активно и избирательно. Имеет два уровня допсихические (раздражимость, чувствительность) и психические (у животных, имеющих центр. нервную систему), которые проявляются в ощущениях восприятиях. 3)Отр. в обществе – сознание человека.
Вывод сознание возникло естественным путем в процессе усложнения свойства материи отражения.
При формировании сознания решающую роль сыграло два фактора труд и язык.
Язык- система знаков, выполняет функции: репрезентативная(предметы, свойства), экспрессивная (слова языка выражают эмоции, чувства людей);познавательная (язык средство мышления);коммуникативная (средство общения); кумулятивная (язык –средство накопления, хранения и передачи знаний поколениям)
46. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Структура диалектики. Альтернативы диалектики.
Д –наука о наиболее общих законах развития всей действительности, пронизывает все сферы челов деятельности: природы, общества, мышления. Структура диалектики: 1)учение о принципах.
-принцип всеобщей взаимосвязи (В мире нет ничего изолированного, все предметы, процессы находятся во взаимодействии друг с другом. Изменение в одном объекте вызывает изменение в другом).
- принцип развития (развитие – Самообновление материи, порождение качественно новых форм бытия, процесс необратимых закономерных качественных изменений предметов, процессов).
Признаки развития: а) необратимость изменений, б)изменения должны быть закономерными в) изменения должны иметь одно направление г)изменения д б не только количественные но и качественные.
2) учение об законах а)закон единства и взаимодействия противоположностей б)взаимодействия количественных и качественных изменений в) закон отрицания отрицания.
3)учение о категориях Категории –суть, наиболее общие понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности, содержательные формы мыщления, при их помощи раскрываются принципы, законы диалектики. (кол-во, качество, св-во, мера, скачок, противоречие), существ парные категории, обозначают либо отдельные этапы, либо различные стороны предметов (единичное общее, причина следствие). Различают объективную и субъективную диалектику Объект– диалектика внешнего мира, живой и неживой природы, общества и субъект - д мышления.
Истор-ие типы диалектики: - диалектика древнего мира, (др. Греция, Китай, Гераклит, Аристотель); диалектика эпохи возрождения (роль противоречий в развитии.); диалектика нем класс философии (Гегель разработал теорию идеалист диалектики. Основа диалектики в противоречиях самопознания абсолютного духа, сформул основные законы диалектики); диалектика Марксистской фил выработали материал-ое понимание диалектики, как науки о всеобщей связи, о всеобщих законах движения и развития природы, человека, общества и мышления; диалектика русских революционеров демократов; диалектика современной философии. (Экзестенционализм – диалектика рассматривается как атрибут чел-го бытия, погружение в личное сознание, Неотомисты -Д- сосуществование бога и природы.
Альтернативы диалектики: метафизика, догматизм, релятивизм, софистика, эклептика. Метафизика- Рассматривают объекты вне их подлинной связи и развитии. Например в объекте замечают различие, но не видят единства, и наоборот. В связи с этим развитие рассматривается как простое количественное уменьшение или увеличение, либо как повторение, не выявляется причина развития, прибегают к идеи первотолчка, отвергают возникновение принципиально нового.
Догматизм – предполагает абсолютизацию знаний.
Эклектика произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений (идеалистических и матер как у Аристотеля)
Софистика за правдоподобной формой рассуждений скрываются, затушевываются нарушения требований логики, в том числе и формальной. То что ты не терял, ты имеешь, ты не терял рогов, значит ты имеешь рога.
47. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики.
Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие,но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.
Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Диалектика как учение о единстве противоположностей. "Диалектика - есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности,-за мёртвое-застывшие,а за живое-условные,
подвижные, превращающиеся одна в другую."
Диалектика как метод познания.По этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс мышления,который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его внешнее появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,
как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней.
Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики,но
лишь,после освобождения её от её мистической формы,а это-то как раз и отличает от неё
мой метод."
48. Законы и категории диалектики (общее и особенное, целое и часть, сущность и явление, абстрактное и конкретное, необходимость и случайностиь, историческое и логическое).
Закон – это общее необходимое, существенное, устойчивое и повторяющаяся связь явления предметов, процессов которые обуславливает их существование и развитие. Законы по степени общности подразделяются на:
1) частные – действуют в тех или иных конкретных областях или в отдельных классах явлений.
2)общие – определяют связь одной или нескольких форм движения материи.
3) всеобщие – действуют во всех областях мира.
Законы диалектики всеобщны.
Закон единства и взаимодействия противоположностей. источником, причиной развития и движения являются противоречия, присущи предметам, процессам. Каждая вещь и явление это внутреннее противоречивое образование, которое выступает как единство взаимно предполагающих и взаимно отрицающих др. др. сторон, свойств и тенденций. Они называются противоположностями, а их отношения противоречиями. Разнообразие мира предопределяет разнообразие противоречий. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, единство взаимоисключающих друг друга противоположностей. Основные противоречия – это те взаимодействия, которые вытекают из самой сущности объекта и определяют его развитие. В социальных системах выделяется антагонистические и неантагонистические противоречия. Первой присуще социальные групповые интересы, которые не совместимы. Вторые – это противоречия между общими групповыми интересами, которые совпадают в большей или меньшей степени. Источником движения и развития мира выступают противоречия. Этот закон является законом бытия и познания.
Закон взаимосвязи кол-ых и качественных изменений.
Раскрывает общий механизм развития. Свойство - присущая предмету способность взаимодействовать с другими вещами, порождать в них изменения и самому изменяться. Все объекты и процессы обладают многообразными св-ми. Совокупность существенных свойств, выражающих определенность вещи, называется качеством. Категория "количество" отражает объективную определенность явлений со стороны их размера, величины, интенсивности, темпов изменения и т.п. «Мера" выражает взаимосвязь качества и количества. Сущностьэтого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. При этом переход осуществляется не плавно, а скачкообразно. Скачок – это всеобщая форма развития. Скачки бывают частными и общими. Первые ведут к изменению отдельных элементов системы, вторые к ее переходу в качественно новое состояние. Закон определяет механизм движения и развития.