Смекни!
smekni.com

Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции (стр. 20 из 27)

Закон отрицания отрицания характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Специфическим способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Данный закон раскрывает и роль каждого отрицания в развитии, и результат двойного отрицания, выражает основную тенденцию, направленность развития. Замена старого новым в философии наз. отрицанием. Диалектическое отрицание содержит 2 момента: негативный - обязательное изменение качества системы и позитивный - сохранение отдельных элементов прежнего и их развития. Процесс развития никогда не заканчивается отрицанием исходной ступени. Возникшее качество также отрицается на новых этапах развития. Таким образом, развитие характеризуется поступательностью, цикличностью, имеет спиралевидный характер. На каждом новом витке оно как бы предполагает возврат к прежнему, но на новой более высокой основе.

Термин “категория” возник в Древней Греции. Философские категории — это фундаментальные понятия, которые отражают общее отношение материальной реальности и познания. Впервые систематизировать попытался Аристотель. Кант: категории не обусловлены внешним миром. Они даны человеку от рождения и являются неизменными формами познания. Гегель утверждал, что категории выступают и как характеристики самих объектов.

Материалистическая диалектика признает объективность содержания категорий и универсальность связей, закрепленных в них.

Категории диалектики — это наиболее общие понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории являются содержательными формами мышления.

Целое — это такая взаимосвязь частей, которой присущи свойства не характерные для каждой отдельной части. Часть — это составляющее целого.

Соотношение целого и частей порождает различные противоречия. Разрешение этих противоречий породило в философии два подхода: холизм (приоритет целого); элементаризм (приоритет части).

Целое и часть относительные категории. Целое может быть частью чего-либо, а часть может выступать в роли целого. Они были дополнены категориями: элемент, система, структура.

Элемент — это относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого, без которой целое перестает быть целым, теряет качественную определенность.

Система — это совокупность взаимосвязанных упорядоченных элементов, которая характеризуется определенной структурой.

Структура — это относительно устойчивый способ связи элементов качественно определенного целого, который обеспечивает его существование при различных изменениях.

На следующем этапе процесса познания происходит подключение других категориальных блоков. Например, категории “причина” и “следствие”, которые отражают всеобщую обусловленность явлений.

Причина — это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. В понятии “следствие” фиксируются результаты причин, то новое, что возникает в процессе взаимодействия.

С категориями “причина” и “следствие” тесно связаны “необходимость” и “случайность”. Необходимым называется то, сто причину своего существования имеет в себе, а случайным — то, что причину своего существования имеет в другом явлении. Эти категории тесно взаимосвязаны. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости.

Возможность — это потенциально осуществимое бытие. Действительность — это реализованная возможность.

Структура предметов и функции их элементов взаимосвязанно обуславливают друг друга. Эта взаимообусловленность фиксируется категориями форма и содержание. Форма — это способ существования выражения содержания объекта.

Содержание — это единство всех элементов объекта, его свойств, внутренних процессов и связей.

Предмет невозможно познать сразу, целиком и полностью. Познание идет от восприятия каких-либо внешних признаков к постижению глубинных связей и отношений. Диалектика этих процессов отражается следующими категориями: сущность и явление.

Сущность — это единство законов, которые определяют основные черты и тенденции развития тех или иных систем. Каждая “сущность” выражает устойчивую непосредственно невоспринимаемую сторону предметов и процессов.

Явление — это внешнее обнаружение сущности, которая отражает чувственно-воспринимаемую сторону предметов и процессов. Эти категории отражают одну и ту же реальность, но непосредственно не совпадают. Явление выступает как единичное, а сущность как целое.

В познавательной деятельности человек обращает на качественное многообразие мира, на неповторимость каждой вещи и в то же время на их сходство отраженное в категориях: единичное, общее, особенное.

Единичное — это отдельный, обладающий качественной и количественной индивидуальной определенностью объект, ограниченный в пространстве и во времени.

Общее — это сходство свойств, сторон явлений реальной действительности.

Общее существует в единичном, а единичное содержит в себе часть общего. Связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Его спецификой является то, что по отношению к единичному оно является общим, а по отношению к общему единичным.

Познание — это процесс целенаправленного отражения действительности в сознании человека с целью ее дальнейшего возможного изменения, а система взаимосвязей категорий диалектики помогают приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.


49. Философия природы. Биосфера, ноосфера, коэфолюция. Современные экологические проблемы.

Природа- весь материальный мир. Природа – та часть Вселенной с которой взаимодействует общество. В состав природы входят: Земля и ее недра; вода; воздух, на который воздействует человек, климат; животный и растительный мир.

Философско-мировоззренческие концепции природы:

Тотемизм - вера в кровное родство группы людей с определенным видом животных, растений и т.д. Анимизм – одухотворение сил природы, влияющих на ход жизненных событий (персоналисты). Гилозаизм – вся материя живая (др. греч. материалисты). Пантеизм – божественное начало природы (мистический и натуралистский). Панлогизм – объективно-идеалистическое учение о тождестве бытия и мышления.

Естественная среда обитания – дикая природа, не тронутая человеком (первоприрода). В естественной среде обитания выделяют 2 группы природных явлений: 1) естественные источники средств жизни, 2) естественные богатства (источники энергии, полезные ископаемые). Искусственная среда обитания – преобразованная человеческим трудом природа (вторая природа). К ней относятся и неодушевленные и одушевленные организмы.

В первобытном обществе одухотворяли природу. В античное время природа - идеал гармонии. В средние века – 2 т.зр. на природу: 1) природа – вещественное начало, которому противопоставляется вечное абсолютное духовное начало. 2) природа – книга, данная людям, по которой надо учиться. Возрождение: природа источник гармонии и радости. В период Нового времени (17-18 в.): 1)необходимо вернуться к природе, отказавшись от развития промышленности, вернувшись к ремесленному производству (Руссо), 2) природа – объект человеческой деятельности, кладовая с безграничными ресурсами (Ф. Бэкон)

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Влияние геогр среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, , тем больше его зависимость от геогр среды. Качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого - биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу. С середины 20-го века складывается новый тип отношения к природе, согласно которому природа является уникальным и универсальным вместилищем человека и его культуры. И поэтому отношения человека и природы должны строиться на основании соизмерения потребностей общества и возможностей природы (Вернадский в учении о ноосфере).

Современные экологические проблемы.

«Экология» - наука, изучающая влияние различных факторов среды на живые организмы. Экологические проблемы обострились с 50-х г. 20-го века. Основные экологические проблемы глобального характера:

1) истощение природных ресурсов,

2) загрязнение среды отходами производства, транспорта, бытовым мусором, в с\х – загрязнение гербицидами,

3) сокращение посевных площадей,

4) сокращение природного разнообразия видов растений и животных,

5) нарушение экологии человека,

6) негативные последствия применения современной техники.

50.Проблемы человека в философии. Основные подходы к постижению феномена человека.

Поскольку человек представляет собой единство противоположных начал – души и тела, социального и биологического, то в истории философии человек рассматривался в основном с 2 т. зр.: 1) человек – гармоничное существо, в котором душа и тело, социальное и биологическое находятся в единстве, гармонии, 2) человек – внутренне противоречивое существо, в котором происходит борьба духовного и телесного, социального и биологического.