1-я т. зр. развивалась в античный период, в эпоху Возрождения, в классической немецкой философии (у Гегеля объясняется тем, что душа и тело – продукт саморазвития логической идеи в общее основание, у Фейербаха – сознание – продукт развития материи), в марксизме.
2-я т. зр. развивалась в средние века (конфликт между душой, полученной от божественного начала, и природой данным телом), в Новое время (тело сравнивалось с механизмом), в философии 20-го века (идеалистическая философия: фрейдизм, экзистенционализм, философская антропология; при этом противоречия смещались в область психики – между природно обусловленной психической структурой (оно) и социально выработанной психической структурой (самосознание)).
51. ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА. Основные концепции
Проблема антропосоциогенеза – проблема происхождения человека и общества. Гипотезы происхождения:
1) религиозная,
2) эволюционная (Дарвин – из животного мира, благодаря естественному отбору. У человека и обезьян общий предок, который дал начало 2-м линиям эволюции),
3) трудовая (труд и язык – социальные каналы хранения информации и передачи ее потомкам),
4) космическая,
5) гибридная (современные люди – гибриды между полудикими земными людьми и представителями других цивилизаций).
Человек – это высшая ступень развития живых организмов, продукт и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек является носителем 2-х групп качеств:
1) биолого-психологические качества – заложенные природой, передающиеся генетически: а) биологические – анатомические особенности организма, возрастные особенности, б) психологические – особенности протекания психических процессов (наличие 4-х темпераментов);
2) социальные качества – выработанные обществом: образование, род занятий, наличие идеалов, интересов.
Т. о. человек – существо биосоциальное, в котором биологические факторы скорректированы социальными.
52.Индивид, индивидуальность, личность. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации.
«Индивид» фиксирует типичные, универсальные качества человека, как представителя какого-то слоя населения.
«Индивидуальность» и «личность» фиксируют своеобразные, уникальные качества человека, которые проявляются по-разному. «Индивидуальность» проявляется в своеобразии продуктов труда, «личность» проявляется в своеобразии поступков (художник – индивидуальность, политик – личность).
«Личность» -динамическая, целостная система интеллектуальных, психологических, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, проявляющихся в особенностях его сознания и деятельности. «Индивидуальность» - система тех же качеств, проявляющихся в продуктах деятельности человека.
Типы личностей выделяют по: 1) социально-классовой структуре, 2) мировоззрению (по политическим, эстетическим вкусам), 3) темпераментам, 4) астрологически, 5) по доминирующим эмоциям (10 типов – альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пугнический? (борьба), гностический , романтический, эстетический, гедонистический (удовольствие), акизитивный (приобретение)), 6) по общительности (интроверты и экстраверты).
Существуют 3 аспекта свободы: 1) существует ли полная, неограниченная свобода, 2) возможно свободы нет, есть только необходимость, проявляющаяся у идеалистов в судьбе, у материалистов – в действии законов природы и общества, 3) может ли свобода носить относительный, ограниченный характер.
Необходимость бывает 2-х видов: 1) внешняя – задается объективными условиями существования человека, 2) внутренняя – задается возможностями, способностями, характером человека.
Свобода производна от необходимости. Она возможна там, где перед человеком стоит выбор способа деятельности. Люди обладают относительной свободой в выборе: 1) цели деятельности, 2) средств достижения цели, 3) темпов достижения цели. Свобода – контроль человека над необходимостью, способность принимать решения с сознанием дела. Она является наиболее полной тогда, когда люди находят наилучший способ деятельности в конкретной ситуации. В истории 2 истолкования свободы и необходимости: фатализм – признается только необходимость, человек – пассивный объект внешних воздействий (метафизические материалисты, идеалисты); волюнтаризм – признается только свобода, личность действует по усмотрению (экзистенциализм).
53. Чувственное и рациональное познание и его формы.
Демокрит: Знание – совокупность отражающихся от вещей образов. Платон: Знание – тени идей. Скептицизм – сомнение в получении знания и возможности познания. Эмпиризм – познание возможно только с помощью органов чувств. Агностицизм (Кант, Юм, Беркли) – явления внешнего мира непознаваемы (Юм) - (все сводили к ощущениям). И. Кант не сомневался в объективном существовании мира, хотя сущность явлений внешней действительности (вещь сама в себе) непознаваема.
Разные подходы к познанию обусловлены:1) трудности процесса познания (мир познается не полностью и не сразу); 2) Особенности развития отдельных областей науки; 3) наличие в обществе социальных сил, не заинтересованных в познании.
ПОЗНАНИЕ – это процесс целенаправленного отражения действительности в сознании человека с целью ее дальнейшего возможного изменения. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.
Субъект познания – представитель общества, использующий инструменты, приборы, другие различные предметы и средства культуры, включая знания. Процесс познания имеет общественно-исторический характер. Объект познания - конкретные явления, которые отображаются субъектом, вся совокупность предметов, процессов окружающей действительности, которая вовлечена в деятельность общества как коллективного субъекта познания. Объектом познания может служить материальный мир, сознание, мышление, сам процесс познания.
Формами познавательного процесса являются: раздражимость (пассивная реакция на воздействие окружающей среды); ощущение (простейшие чувственные образы или непосредственное воздействие на органы чувств объектов окружающего мира); восприятие (совокупность свойств, целостный образ предмета); представление (опирается на память, как и восприятие).
Выделяют формы чувственного и рационального познания.
Чувственное познание («живое созерцание») – это познавательный процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Формы: ощущение, восприятие, представление и воображение.
Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый, психический познавательный процесс. Восприятие («мыслящее живое созерцание») – это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, их интеллектуальная обработка. Представление – высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет целостность образа познаваемого предмета, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а «по памяти». Воображение – форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. (идеальный газ, идеальная паровая машина; представления об обмене товаров строго по их стоимости и т.д.
Рациональное познание – это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Характеристики: 1)направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); 2) отвлечение от единичных свойств; 3)опосредованное отношение к познаваемой реальности; 4) непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).
Основные формам: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.
Формы знания: поисковые формызнания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).
Вопрос – форма знания о предмете мысли в определенном аспекте. Проблема - форма знания, посредством которой определяется направление дальнейших исследований. Идея – способ познания, смысл которого заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Гипотеза – научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными, с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту. Факт – форма эмпирического знания, выраженная в предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента. Закон – необходимое, существенное устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Принцип – основа, руководящая идея, основное правило поведения и деятельности; в логическом смысле основание системы знания. Теория – наиболее системная форма научного знания, содержащая обобщающие идеальные конструкты и набор законов, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам.