Смекни!
smekni.com

Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции (стр. 6 из 27)

Римско-католическая церковь сначала превратила Фому Аквинского в Святого, а в 19 веке объявила, что его философия я вляется фундаментом философии католицизма.


14. Номинализм и реализм в средневековой философии.

Реалисты, - Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Александр Галльский, Эриугена, Гильом из Шампо - идя за Платоном, утверждали, что универсалии имеют реальное существование; что универсалии предшествуют существованию вещей и явлений, будут существовать и после исчезновения вещей и явлений..

Эриугена. Все мироздание делится на четыре уровня. ой 1. Пpиpода творящая и несотворенная - это бог (бог есть природа, находящаяся в начале мироздания), 2. природа творящая и сотворенная - менее высокий уровень абстракции, 3. природа нетворящая и несотворенная - единичные вещи (абсолютно пассивный уровень существования бытия), 4. природа нетворящая и сотворенная - это опять бог (созерцающий, замыкающий цикл). Единое трансформируется до пассивной материи. В мире Эриугены проблема соответствия единого и общего - проблема универсалий. Для него понятие общего является реалией. Наверху понятие Бога. Кентерберийский - онтологическое доказательство бытия Бога. Реальность абсолютно общего понятия. Предположим, что какой-то безумец утверждает, что Бога нет - он все равно знает, о чем он говорит, он имеет понятие Бога, как некоего совершенного существа, которому он отказывает в существовании. Hо что мешает подумать о новом существе и приписать ему существование? Но это тавтология. Ансельм ставит проблему культурных универсалий.

Промежуточное между реалистами и номиналистами положение занимали концептуалисты, представителями которых были Пьер Абеляр, Иоанн Сольсберийский, Альберт Великий, и другие. Они говорили, что универсалии реально не существуют ни в вещах, ни без вещей, потому что они - только концепции, которые образуются нашим разумом о вещах и явлениях окружающей действительности. Пьер Абеляр (1079-1142) - общее может существовать лишь на уровне сознания. Абеляр написал сочинение "Да и нет"), в котором собрал противоречивые высказывания Священного писания, Отцов и Учителей церкви, постановлений церковных соборов. Оказалось, что учение соткано из противоречий. Это хорошо - можно делать акцент то на одной, то на другой части учения. Авторитет, каким бы он высоким не был, не может служить критерием истинности. Таким образом, разум становится полновластным судьёй в делах веры.

Номиналисты - Росцелин (1050-1122), Дунс Скотт, Уильям Оккам, Роджер Бэкон доказывали, что реально существуют только конкретные вещи и явления, а универсалии - это только слова, только названия (“nominae” - названия; отсюда их название: номиналисты).. Дунс Скот - раскритиковал учение Фомы Аквинского. Матеpия равна Богу, она существует самостоятельно. Материя – объективная реальность. Уильям Оккам - идея о необходимости опытного знания. Софистика, силлогистика, схоластика не достаточны для познания мира. Hеобходима математика. Не надо стремиться умножать сущности без необходимости, не надо привлекать мистические, таинственные силы для объяснения природы. Как можно меньше общих понятий для объяснения существующего. Теpтуллиан - мистические тенденции. “Верую, ибо нелепо”. полное отречение от рациональной аргументации. Знание отвлекает от веры.

15 Общая характеристика философии эпохи Возрождения

Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота от логической проблематики к естественнонаучному позна­нию мира и человека.

Николай Кузанский (1401 - 1464) утверждал мощь человеческого познания; человек через твор­ческую деятельность своего ума (“человек есть его ум”) как бы уподоблялся богу. Мысль Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в боге по своему содержанию близка к диалектике. Также близка к диалектике и идея о соотно­шении части и целого — отдельное свидетельствует о предусматрении целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о воз­можности применения математических понятий в познании природы.

Центральной идеей Пико делла Мирандолы (1463 - 1494) была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его твор­ческую способность самоопределения.

Н. Коперник (1473 - 1543) утверждал гелиоцентризм.

М. Монтенъ (1533 - 1592), автор знаменитых “Опытов”, доказывал, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым подчинены жизнь и деятельность людей.

Дж. Бруно (1548-1600) также считал целью фил. познания не бога, а природу и при этом высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он представитель пантеизма, и ему не чужда диалектическая идея о совпадении противоположностей.

Г. Галилей (1564-1642) - один из основателей экспериментально теоретического естествознания, заложивший основы классической механики. В познании, идя от чувственного восприятия явлений природы к их теоретичес­кому пониманию, необходимо использовать два метода: анализ и синтез. Достоверное знание предстает как единство синтетического и аналитического, чув­ственного и абстрактного.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Природа трактуется пантеистически. Христианский бог как бы сливается с природой, а последняя обожествляется. В каждой части природы находится некое одушевленное начало – архей, а потому необходимо постигнуть этот архей, войти в магический контакт с ним и научиться управлять им (Парацельс). Такое магическо-алхимическое понимание природы характерно для 15-16 веков. Телезио и др. философы считал, что после сотворения богом мира мир существует по своим собственным законам, без вмешательства бога.

Николай Кузанский. Он ориентировался на традицию неоплатонизма. Философская проблематика его работ – вопросы отношения мира и Бога, вопросы познания. Кузанский стоял на пантеистических позициях, сближая Бога как бесконечное существо, абсолют, с конечным миром. Если Бог – это макрокосмос, то человек – микрокосмос, подобие Божие, он не только часть целого, но и новое целое в целом, индивидуальность. Человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Чувственное познание – начальная стадия, упорядочивается рассудком. Разум – высшая теоретическая способность человеческого сознания, которая направлена на выявление и прояснение противоположностей. Кузанский высказал идею о том, что все вещи состоят из противоположностей, противоположности совпадают. Ярким примером этого выступает Бог, т.к. он везде, т.е. Бог – это Все, а с другой стороны Бог нигде, значит, он - Ничто. Человек тоже есть синтез противоречий – он конечен как существо телесное, но бесконечен как духовное. Познание подлинных сущностей невозможно. Даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания – Бог остается непознаваемым.

Все это в совокупности изменило взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей науки и философии. Та же обращенность к человеку, те же стихийно-материалистические тенденции возродились на новой историко-культурной почве, обогащенной влиянием средневековой араб­ской культуры, становлением и укреплением наряду с монастыр­скими школами университетской науки, а также под влиянием потребностей общественно-исторической практики, дав мощный импульс развитию естественных и гуманитарных наук, зало­жив основы опытного естествознания нового времени.

16 Философия природы эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии особенно усиливается к концу 15 -16 веку по мере того, как пересматривается средневековая отношение к природе как началу несомостоятельному.

Мистический - Николай Кузанский - растворение природы в боге. Он стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. В боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс, единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую направленность, предвосхитил появление бесконечно малых, проблема бесконечности, методология математических понятий для познания природы. ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.

Натуралистический - Бруно - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). Нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Наибольшую роль в философии сыграли натурфилософские концепции. Наиболее важными результатами были: 1) методы экспериментально-математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.