Смекни!
smekni.com

Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции (стр. 8 из 27)

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем. Это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.

В онтологии (уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств. В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.

Вопрос № 19 Рационализм в философии Нового времени

Рационализм - одна из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения. Рационализм - учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт.

В конкретной интерпретации устройства этого мира представители различных мировоззренческих ориентаций обнаруживают различные подходы. Идеалистический рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношения человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективации.

Рене Декарт (1596-1650). Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика (вопросы духовные, познания и бытия), а вторую - физика (природу). В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В уч. о бытии он утверждает, что в качестве высшей субстанции пребывает бог. Мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к: 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал Бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы.

Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Спиноза учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является природой творящейи одновременно - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция (или – Бог). Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы. Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус. С - последовательный детерминист. Причинность двоякого рода: внутренняя (имманентная) и внешняя (механическая). При изучении модусов признавал значение случайности.

Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция - высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности - ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство - демократическое правлениед.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Старался соединить теорию с практикой. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создает умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием. Число является внешним выражением духовной сущности монады. Бог есть абсолютная монада. Каждая монада одновременно - форма и материя. Монады независимы друг от друга. В природе все нах. в развитии. Отрицает возм скачков или разрывов в развитии. Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще человеку, т.к. он наделен спос. самосознания - апперцепции. Всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым.

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает ни от себя, ни от всего остального) - монады жизни (неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя)-монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление - монада духа (человек).

Вопрос № 20 Французская философия XVIII века

В этот период обостряются противоречий между зарождающимся капитализмом, буржуазными отношениями и феодальной системой. Развитие буржуазного способа производства и торговли стимулировали развитие математики, естественных наук.

В сознание проникли идеи философского материализма. Этому явлению противостоял силы католицизма. До буржуазной революции 1789г. во Франции возникло движение, известное под названием Просвещение. Цель: в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за свободу исследования, за критику против апологики.

Видными деятелями французской философии 18в. были: Жюльен Ламетри, Поль Анри Гольбах, Д. Дидро, Клод Гельвеций и др.

Ламетри доказал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением. По его мнению, субстанция в конечном счете сводится к материи, которая находиться в движении и обладает способностью к чувственности и ощущению. Труды: «Трактат о душе», «Человек-машина», « Человек-растение» и др.

Поль Анри Гольбах. Трактат «Система природы». Главная идея – мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц. По Гольбаху, основу всех процессов природы составляет материя. Материя вечно движется. Движение – способ существования материи. Абсолютного покоя нет, он относителен. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость. В природе все необходимо.

Дени Дидро. Исходил из положения о вечности и бесконечности природы. Природы ни кем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. В свое учение о природе он вносит черты и идеи диалектики. Мир бесконечно зарождается и умирает, каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира.

Вольтер(1694--1778) - Сторонник физики и механики Ньютона, при этом признает существование бога-творца. Критикует дуализм, говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим свойством наделил ее бог. Выдвинул принцип научного исследования природы, источник знаний --- наблюдения и опыт. Социальное устройство общества ---конст монархия, в конце жизни - республика.

Руссо (1721-78) Сторонник дуализма (материя +дух). Познание --- сенсуалист, хотя и признавал врожденные нравственные идеи. Критиковал частную собственность, сторонник теории общественного договора, общ, основанного на свободе и равенстве.

Монтескье (1689-1755) географический детерминизм, религии отводится роль поддержания общественного порядка и нравственности. Умеренная конст монархия. Отстаивал идею общей закономерности, которой подчинено развитие и общества, и природы.

Методами научного познания французские материалисты признавали эксперимент и наблюдение. Выступали против идеалистически-теологического понимания истории человечества. Они доказывали, что движущей силой истории человечества являются человеческие разум, прогресс. Человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Физические удовольствия – самые сильные, но они не постоянны и при избытке приносят вред. Поэтому предпочтения заслуживают удовольствия умственные – более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.

Различие между народами обуславливается политическим строем. Не существует такого образа правления, который бы вполне удовлетворял требованиям разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму; чрезмерная свобода – к своеволию; концентрированная власть становиться опасной, власть разделенная – слабой. Средство избавления от недостатков существующих способов правления в просвещении общества. Они утверждали, что процесс воспитания человека оказывает решающее влияние на его физические, умственные и нравственные способности, и оставались в этом вопросе утопистами.