Смекни!
smekni.com

Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции (стр. 9 из 27)

Вопрос № 21 Философия России XVIII века. Русская философия XIХ века

Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Ломоносов (1711-1765). Главное внимание вопросам исследования природы и движения. Борьба против идеализма. Религия сдерживает развитие науки. Наука должна опираться на факт. наблюдения и опыт, а не на трактат священного писания. Естествоиспытателям не следует пренебрегать теоретическими обобщениями и философскими выводами. Философами доказано, что ничего не происходит без достаточного основания. Изменения происходят несчетное множество крат. Земля значительно древнее, чем учит церковь, беспредельность миров, возможность жизни на других планетах. Опыт, научные гипотезы видел одно из средств познания законов мировоззрения.

А.Н. Радищев (1749 - 1802) - материалист. Природа – проявление различных форм материи. Бытие вещей независимо от силы познания и существует само по себе. Человек – высшее проявление телесности. Человечество развивается по тем законам, что и природа. Речь связана с мышлением, оно средство к собиранию мыслей воедино. Человек – существо общественное, отличие от животных в умственной силе. Человек склонен к познанию, познание совершенствуется через опыт и рассуждения. Отрицал учение о врожденных идеях и понятиях, выступал с доказательствами смертности души вместе с телом.

П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его обще фил концепция - дуалистическая. Физ. мир построен из атомов и молекул. Сознание чел явл. р-том бож творения. Познание дуалистично. Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного. Оторванность России преимущество.

Славянофилы: А.С.Хомяков и И.В.Киреевский. В самобытности прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России. Зап культура уже клонится к упадку. Развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог.

Материалисты В.Г.Белинский. А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев. Фил мат-ма, с сохранием диалектичности. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.

Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство Р, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” . Всякая власть – насилие, отрицание гос-ва. Упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

В русск. космизме – 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др.

Н.Ф.Федоров. Осн. труд - "Фил-я общего дела". В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Вопросы - людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осознавать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем спасении. Основа морали --- ответственность человека перед предыдущими и будущими поколениями.

Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следов. я сущ. Из добра он выводит понятие Бога. Далее философия любви как высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование. Высшая форма любви - божественная. Через бож любовь осуществляется соединение с Богом - всеединство. Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей. Центр идея учения - идея положительного всеединства. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель истор прогресса --- приблизить реальность к бож миру, так как реальн раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего., посредник между ними - София (мудрость божия). Мистический образ всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через бож любовь.

Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и божеством. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, единый образ всеединства. Идеи провиденционализма. В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение катол и правосл церквей. Русская идея - историч долг России в создании соц троицы- единение церкви, гос и общ.

22.Общая характеристика классической немецкой философии.

Под НКФ понимают совокупность взглядов Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Феербаха. Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. В конце XVII - н. XIX вв Германия приближалась к буржуазной рев-ции.

Кант - основоположник нем. классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной). Два периода творчества - докритический и критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности.

Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис - высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист.

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. Первым выдающимся трудом Г явл. его "феноменология духа" (1806). «Все, что существует, существует в мышлении. В основе мира абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе.»

Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного мира. Фейербах: подверг критике гегелевский идеализм, вскрыл его тесную связь с религией, непримиримо боролся против религии, но, отрицая идеализм и религию, Фейербах недооценил диалектику Гегеля. Фейербах: возродил и развил материализм, отстаивал материалистическое понимание природы, в центре философии – человек, но его материализм оставался метафизическим и не распространялся на сферу общественной жизни, человек же рассматривался только как продукт природы (а его социальная сущность опускалась).

23. Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой философии