Смекни!
smekni.com

Основные формы бытия (стр. 2 из 2)

- механическая (массы, объекты);

- физическая (молекулы);

- химическая (атомы);

- биологическая (белки);

- социальная (деятельность людей).

Все формы движения связаны между собой. Исторически низшие формы порождают высшие, в то же время высшие формы преобразуют низшие формы движения, поэтому анализ высших форм не может быть произведен без знания низших. Например, физическое движение – это механика молекул; химическая – это физика атомов; биологическая – это химия белков.

Особого внимания требует социальная форма движения, поскольку она не может быть понята как биология человека, так как законы общественной жизни не объясняются законами природы. Это принципиально иная форма движения, связанная с осознанными формами деятельности людей.

Таким образом, движение – главный атрибут материи. Формы движения весьма разнообразны и способны к взаимным превращениям при строгом выполнении законов сохранения материи и ее основных свойств.

Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время. Пространство – это атрибут материи, который характеризует ее протяженность, структурность и взаимодействие элементов материальных систем. Время – выражает длительность существования материи, последовательность смены ее состояний. Эти категории – предельно общие абстракции. В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени:

- субстанциональная;

- реляционная.

Согласно субстанциональной концепции, идущей от Демокрита, пространство и время – это «емкости», «пустоты», в них и располагается мир.

Суть реляционной концепции заключается в том, что пространство и время мыслятся как формы проявления единого бытия.

По мере формирования новых представлений о природе пространства и времени благодаря развитию естествознания меняются и представления об их свойствах. Стало ясно, что в границах микромира пространство и время существенно отличаются от своих аналогов на уровне макромира или мега мира. Свой ритм и темп имеют биологическое пространство и биологическое время, точно также специфично социальное пространство и социальное время.

Вследствие этого ни субстанциональная, ни реляционная концепции не располагают абсолютной истиной, поскольку мы имеем дело как с абсолютными характеристиками пространства и времени, так и с относительными.

Тесно связанной с проблемой бытия оказывается проблема единства мира. Она состоит в том, что мир бесконечно разнообразен в своих количественных и качественных проявлениях, и в то же время он есть бесконечно изменчивое целое, неразрывное единство всех своих частей.

Решение этой проблемы зависит от мировоззренческой позиции того или иного философа. Идеалисты видят единство мира в его духовности, материалисты – в его материальности.

Аргументы в пользу единства мира изменялись с развитием науки. Теория Канта-Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Далее, закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения.

Теория клеточного строения живых организмов позволила соединить воедино все живое. Создание теории относительности и квантовой механики укрепило понимание того, что мир един и все в нем взаимосвязано.

Таким образом, окружающий нас мир представляет собой бесконесное множество систем, в которые организована материя. Все системы подчиняются единым законам развития.


Список используемой литературы:

1. Панченко А.И. Природа физической реальности.

2. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.2. М., 1990.

3. Фролов И.Т. История и современность. М., 1973.

4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1995.

5. Четверикова Н.А. Философия: Учебное пособие. – Калининград, БИЭФ, 2006. – 152 с.