№ 6 Философия Платона
Платон – ученик Сократа, он записывал диалоги Сократа, он начал философствовать после смерти Сократа, он стал его продолжателем.
Концепция идей Платона: для данного рода вещей присуща какая-либо особенность - лошадность (идея). Идея – единое, которое составляет суть многообразия. Идея не лежит в области физического, в области метафизического, ее можно «Увидеть» умом
«О космосе» Космос 0 некое художественное произведение, цельное, цельность единичности, это то, что соединяет единичное с общим. В космосе пребывают идеи. Мир двойственен: мир изменчивых предметов и мир невидимых идей. Мир идей – истинное бытие. Первый мир – среднее между бытие и небытие. Основная категория философии Платона – это идея. Идеи управляют космосом, им присуща формообразующая сила. Наивысшей идеей является наивысшее добро, благо = мировой разум = божество. Платон стоит на позициях объективного идеализма.
Этика Платона: душа пока не «родилась» живет в идеальном, истинном мире. Разум дан человеку для обретения гармонии. Для того, чтобы постичь истину, человеку не нужно чувственного познания, ему нужно закрыть глаза и уши.
5 основных категорий Платона: сущее, движение, покой, тождество, различие.
Государство должно быть разделено на 3 части: философы-правители, войны, ремесленники и земледельцы.
ПЛАТОН (427-347днэ). Афинянин, был противником демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах Южной Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г. он вернулся в Афины и основал школу (академия).
Считал, что мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувственным вещам идеи и причины и образцы и цели, к которым стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Так как чувственные вещи преходящие то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество ч. вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, существование предметов, от нее они получили свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности). Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условием пространства и времени. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувство вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям. Противоречия - есть необходимое условие для побуждению души к мышлению.
№ 7 философия Аристотеля.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ, ученый.
Воззрения Аристотеля энциклопедически вобрали в себя достижения античной науки, они представляют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.
Аристотель является родоначальником собственно научной философии, в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии.
Предметом познания для Аристотеля является бытие.
Основание познания заключается: в ощущениях; памяти; привычке.
Каждое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Невозможно приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий из-за преходящего и изменчивого характера всех вещей.
Формы истинного научного знания — это понятия, которые постигают сущность вещи.
Аристотель детально и глубоко разработал теорию познания, после чего создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и сейчас. В этом труде он разработал: теорию мышления и его формы; понятия; суждения; умозаключения и т. д.
Аристотель является родоначальником логики.
Аристотель анализировал категории и оперировал ими в анализе философских проблем, он рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний.
Аристотель сформулировал логические законы:
— закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждения);
— закон противоречия («не противоречь сам себе»);
— закон исключенного третьего («истинно или не истинно, третьего не дано»).
Аристотель разработал и выдвинул учение о силлогизмах, в котором он рассматривал всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.
Труды Аристотеля охватывают практически все области античного знания.
1. Логика. Впоследствии логические работы Аристотеля были объединены под латинским наименованием «Органон».
2. Труды из области теории физики.
3. Метафизика (общие вопросы бытия).
4. Учения о частях животных — биология.
5. Работы по практической философии — этике, политике и т. д.
6. Эстетика.
Главной своей задачей Аристотель считал избавление от мифологизирования и неоднозначности терминов. Ученый пытался найти точное знание на пути перехода от эмпирического к доказательному знанию, имея в виду то, что ценность знания зависит от его обобщенности.
В работах Аристотеля выделяется эмпирическое начало познания. Познание обязательно должно начинаться с единичного. Соотношение единичного и общего контролируется такой наукой, как логика. По мнению философа, логика является и онтологией, потому что это наука не только о том, как в познании осуществляется переход от единичного к всеобщему, но и наука о бытии всеобщего. Из этого следует, что наука только начинается с единичного, подлинным ее предметом выступают вечные непреходящие сущности. Единичная вещь — это оболочка, в которой реализовались форма и сущность как таковая.
№8 Эллинистическая философия
Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. Основные черты: концентрацию внимания на проблеме человека и общества, этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.Примерно во времена Александра Македонского возникли четыре основные философские школы: циников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.
Самыми известными циниками -ученик СократаАнтисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) и его ученик Диоген.Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. не должны существовать ни правительства, ни государства. Презирал богатство и роскошь.Прославил Антисфена его ученик Диоген. Считается, что жил Диоген в бочке. Он тоже ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум - единственная ценность. Диоген- первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом. Мир, по Диогену, очень плох, необходимо научиться жить отдельно от него, избавившись от всего наживного. Для мудреца самое важное – смирение. цинизм учит не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому безразличию к ним.
Скептицизм— направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»), о принципе относительности всех явлений. В частности, Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек. Всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца. Вопросы: из чего состоят вещи, как к ним относиться, какую выгоду мы получим от этого. Основателем скептицизма считают Пиррона (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.