Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 10 (стр. 6 из 10)

закон причинности —для материального мира;

закон логического основания— для познания;

закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человекаосуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

• непосредственного познания;

• отвлеченного (рефлективного) познания;

• интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля.Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:• лежит в основе сознания;• является всеобщей сущностью вещей.

№ 19 Философия марксизма

Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX - XX вв.Марксизм считается продолжением и развитием: классической немецкой философии (Гегеля и Фейербаха), классической политэкономии (Смита и Рикардо) и социально-утопических проектов (от Мора и Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна), а также философским осмыслением естественнонаучных достижений середины XIX века (теории эволюции, закона сохранения энергии, органической клетки).

Марксизм богат теоретическими обобщениями и выводами. Среди них авторы выделяют:

- материалистическую диалектику (учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении);

- материалистическое понимание истории (примат экономики в истории);

- объяснение истории как смены общественно-экономических формаций;

- понимание сущности человека как совокупности общественных отношений;

- анализ отчуждения человека от результатов своего труда, собственной творческой природы и других людей;

- введение понятия общественная практика.

Особого внимания удостаиваются: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории. Согласно последнему материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку). Главное в общественном бытии производительные силы (орудия труда, средства труда, способ производства материальных благ). Эти силы обуславливают производственные отношения, а потом и все остальные общественные отношения.Характер общественных отношений в классовом обществе тоже классовый, от этого характера зависят взгляды людей, как личные, так и все формы общественного сознания (мировоззрение, философия, политика, правосознание, религия, искусство и т.п.).

Производство и воспроизводство материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания. Основной закон ‑ соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил. Производительные силы динамичны, производственные отношения консервативны, но время от времени производительные силы «взрывают» (коренным образом преобразовывают) надстройку и «общественно-экономические формации» сменяют друг друга: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм (социализм).После Маркса и Энгельса марксизм развивалась в следующих направлениях:

- отказ от догматизма (Бернштейн, Каутский);

- адаптация теории к практике (Плеханов, Ленин, Бухарин);- развитие идей гуманизма (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр, Фромм);

- придание строгой научной формы (Альтюссер, Коэн).

№20 Русская философия.

Кристаллизация духовной русской культуры в целом. Пространство встречи Востока (община и сильная власть, основанная не на законе, а на воле монарха) и Запада (христианских и гуманистических ценностей).

Предыстория: в России X-XIX9 вв. философское знание подчинено религиозной практике.

Основные темы (черты):

- мир – царство Софии, единства любви и премудрости (это называется «русский онтологизм»);

- антропологизм и психологизм (в центре внимания «внутренний мир» и подвижничество – идеал личного поведения);

- нужна справедливая истина (правда);

- ориентированность на мир должного;

- вера в мессианство русского народа.

Собственно русская философия сформировалась в середине XIX века. Началось якобы с писем Чаадаева. Потом в 40-60 годы спор западников со славянофилами. В итоге философия всеединства Владимира Соловьева, объединившая позиции Запада и Востока, разум и веру.

На рубеже XIX-XX веков философский ренессанс:

- философия всеединства (Флоренский, Булгаков);

- русский космизм (Вернадский, Циолковский);

- все стратегии мировой философии, особенно экзистенциально-феноменологические;

- марксизм (Плеханов, Ленин).

Октябрьская революция подчинила философию марксистко-ленинской идеологии. Но с 90 годов 20 века идет возрождение всех направлений.

№ 21 Философия 20 века.

Гл. объект исследования – чел и его внутренний мир.Тема актуальна, т.к. 20 век саамы жесткий, кровавый и бесчеловечный.(2 миров. Войны, революции, тоталитарные режимы.)

Возник вопрос, стоит ли жалеть человека?Техническое развитие цивилизации поставило под угрозу саму жизнь чел: появление ядерного оружия,человек уступает технике в работоспособности, создается искусственный разум.

В чем же уникальность чел?

Фил. Экзистенциализма – фил. Человеческого существования. Ценность чел. В его свободе, он обладает ответственностью. Смысл жизни чел. –понять свое назначение. Многие же ведут бессознательный образ жизни.

Бывает Атеистический (борьба между чел. Я и окружающим миром, любой человек считает себя уникальной личностью, а мир стремиться его обезличить и рассматривает чел. С точки зрения функциональности. Мир поглощает людей, человек – для общества. Чаже всего мы подстраиваемся под общество. Человек перестает лицемерить только в момент смерти)

И Религиозный (Мир обесценивает чел., причина в чел. – он порождает жестокость, его поступки ему возвращаются. Надо не бросать вызов миру, а улучшать его начав с себя. Смысл жизни – изменить мир.)

Фил. Герменевтики – истолкование, комментирование текстов, изначально литературное направление. Все что относится к истории человека, сам чел, государство итд имеют свой «текст». Наибольшая роль отведена пониманию, а не познанию, чтобы знание стало частью личности. Понимание – возникает переживание,возможно с помощью вживания.

Герменестический круг – исследователь, изучая духовный мир объекта учитывает то время и ту среду в которой он обитал. Т.е. мышление любого человнка культурно- исторически ограниченно. По этому между исследователем и объектом возможен только диалог.

Научное развитие происходит при сталкивании мнений – без диалога и дискуссии наука невозможна.

Фил. Психоонализа. Фрейд открыл бессознательное, до него считали, что душа – мыслящее существо. Фрейд: душа меет многоступенчатую структуру. Айсберг – над водой сознание, под – бессознательное. Подводная часть больше.

Сверх Я (мораль) – Я – Оно (желание, влечение)

Победа оно, победа свер-я без активного сознания, победа сверх я при активном сознании и участии я.(чел. Понимает свою природу)

№22 Немецкая классическая философия.

Период ‑ 1770-1831 гг. Лица: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.Высшая форма классического рационализма: разум организует действительность по образу и подобию своему. Преддверие неклассического философствования.

Разнообразие: дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха.Кант усомнился в познаваемости объекта, исследовал способности разума. Якобы выявил, что знание производно и от субъекта. По Канту «феномены» известны – «ноумены» нет, есть априорные (доопытные) идеи и их соединяющие суждения – всеобщие схемы сознания. Не теоретический, а практический разум дает нам знание Бога и ведет по жизни. Категорический императив предписывает поступать согласно долгу против хотения.

Фихте, Шеллинг, Гегель якобы искали механизмы генезиса транцедентальных (из недоступного приходящих) истин, которые по причине своей всеобщности не могут прийти через ограниченные человеческие чувства.Диалектика Гегеля (?!) – универсальная логика становления и развития разума, природы и истории, путь от поверхностных абстракций к их всеобщей, конкретной системе.

Фейербах доказал, что Абсолютный разум Гегеля – есть выхолощенный разум человека и занялся человеком как реальной основой всякого философствования.Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.Она представлена философским творчеством:Иммануила Канта (1724–1804); Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814); Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854); Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831); Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с ействительностью, душой культуры.

2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:— для Канта человек — нравственное существо;— Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;— Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей: