4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:
№ 23 Философия Николая Кузанского
Возрождение (Ренессанс) означает возвращение к античным традициям, к пониманию человека как части природы, к античной культуре. Возрождение формируется в 14 веке из-за консерватизма того времени и всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов. Новый тип мировоззрения уже не апеллирует к религии, теологии, а приобретает светский характер. Зарождающийся новый тип социально-экономических отношений – капитализм, так же требует свободы действия и мышления. Растет интерес к естественно-научным знаниям. Возрождение - это эпоха Великих географических открытий. Важное значение для формирования новой философии имела церковная реформа - Реформация. Реформаторы выдвинули идею личной независимости человека перед Богом без посредства церкви.
Постепенно теология утрачивает свое значение, и утверждается новых философский принцип – пантеизм. Суть пантеизма в том, что Бог присутствует во всем. Возвращение к античным традициям выразилось в формировании новой натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, а светского познания законов природы посредством философии. Натурфилософия Возрождения опиралась на естественно-научные знания (в том числе и на учение Коперника) и математику, как всеобщий метод доказательства.
Николай Кузанский, опираясь на принцип пантеизма, выдвигает идею о безграничности и вечности природы. Действительно, если Бог во всем, то он и в природе, а если Бог – абсолют, то природа – это тоже абсолют, хотя и ограниченный. Никола Кузанский утверждает, что природа совершенна, поскольку Бог создает только совершенное.
Николай Кузанский (1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые идеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах.
Идея бесконечности. Бог един и всемогущ. Как соотнести единое и бесконечное в одном понятии? Представим, что Бог–это окружность. Она имеет диаметр(нечто конечное, единичное). Увеличивая окружность до бесконечности мы добьемся того, что диаметр будет стремиться к бесконечности. Мир тоже бесконечен.
Изучая проблему Бога, Н.К. пришел к выводу, что природа, мир и Бог–одно и тоже(идея пантеизма, всебожия). Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание»–несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он стремится.
№ 24 Философия Владимира Соловьева
Произведения:
Чтение о богочеловечестве, оправдание человечества, смысл любви.
Главная идея – всеединство. Все явления и предметы в мире связаны, значит ни одно из них не автономно. Мир представляет собой огромный живой организм. (Сравнить с тел. человека)
Идея Софийности (от «софия», что в христианской философии – премудрость Божья, предвидение Богом того, каким должен быть мир)
Хоть в мире никогда и не было гармонии, происходят борьба, войны, насилие, все это в истории видно. Софийность не смотря на это зло не дает Миру погибнуть, распасться и уничтожиться.
(Непослушный ребенок, которого любит мать и надеется, что он исправиться)
В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.
Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия
Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение
№ 26 Политические отношения. Государство и общество.
Общество —это единый целый социальный организм, его внутренняя организация представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют:— производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения;— политические отношения;
— духовная сфера жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д. Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне; общество — это человек в его общественных отношениях. Государствомназывается структура господства, постоянно возобновляющаяся в результате совместных действий людей, действий, которые совершаются благодаря представительству, и упорядочивающая общественные действия в той или иной области.Государство — результат исторического развития общества, его закономерного выделения различных социальных групп, результат прогрессирующего развития производительных сил, который сопровождался выделением различных видов труда и образованием института собственности.
Основные признаки государства:— особая система органов и учреждений, осуществляющих функции власти;— определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориальное деление населения, приспособленное для удобства управления;— право, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством;
— суверенитет, т. е. независимость и верховенство государственной власти внутри и вовне страны.
Государство – важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения к общественному согласию. Основа государства – политические институты и организации. Символы – герб, флаг, гимн.Основные признаки государства:
публичная власть; территория с административным делением; народ; суверенитет на международной арене; взимание налогов и других платежей.Функции государства: внутренние (экономика, социалка, экология и др.) и внешние (международное сотрудничество, участие в решении глобальных проблем и др.).
Формы государства: по форме правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанная); по административно территориальному устройству: унитарное, федеративное, конфедеративное; по политическому режиму: тоталитарно-авторитарное и демократическо-либеральное.
№ 27 Цивилизация и культура
Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – совокупность общественных отношений и материальных объектов, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, социологией, психологией, историей.
Культуру принято разделять на материальную и духовную.В целом культура состоит из идей-ценностей и общественных институтов-учреждений, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе.В структуру культуры включают:
- искусственную среду обитания людей;
- окультуренных (специально воспитанных) людей;
- созданные общественные связи и человеческие коллективы;- правила поведения в обществе (сценарии социальной деятельности, ценности, нормы, технологии);- языки и иные средства коммуникации.Социальные функции культуры:
- информационная (всех наделяет знаниями и алгоритмами их получения-применения);
- коммуникативная (создает среду общения – то есть распространения и хранения различных сообщений, а также иных произведений человека, предназначенных для других людей);
- аксиологическая (прививает общезначимые ценности, идеалы, нормы);- социологизаторская (формирует общество, его социальные связи-контакты и коллективы-объединения).В конце 20 в. Под термином цивилизация имеют ввиду разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности.