Развитие общества, подходы:-формацтонный (в основе развитие всех сфер общества и историч. Развития всего человечества лежат имущественные, материальные отношения, определяемые уровнем развития производительных сил. По этому история развития человечества является единой и прогрессивной, независимой от человека, его воли и интересов – Маркс, Энгельс)-цивилизационный (в основе человеческая культура, как совокупность специфических конкретно-исторических ценностей, норм, традиций, идей, способов производства. Общество представляет собой смену различных культур, цивилизаций)
Развитие земной цивилизации, черты:
-разнонаправленность (чередование прогресса и регресса)-неуравновешенность системы межгосударственных отношений
-ускорение темпов соц-эконом и научно-технического развития.
-нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.
-обострение противоречий общечел. Интересов с интересами национального или др. характера. Возможность Земли и растущее население.
№ 28 Бессознательное и его значение. Проблема творчества.
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.
Основные работы Фрейда,которые содержат философские идеи и концепции: «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «"Я" и „Оно“»; «Психология бессознательного»; «Неудовлетворенность в культуре»; «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др.
Фрейд выдвинул гипотезу о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений.
Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.
Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.
Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни человека является «либидо» (половое влечение), которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.
Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.
По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго).
Оно — это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет сомнений, противоречий и отрицаний.
Любые инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы: влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения); половые инстинкты (инстинкты жизни).
Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа.
Подсознательная сфера проявляет себя в областях:
— анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.);
— ненормальных (неврозы, психозы и др.).
№ 29 проблема субстанции в истории философии. Монизм и дуальзм.
Субстанция – фил. Категория ,которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего.
Подходы к пониманию субстанции:
-монизм – фил. Взгляд на мир, который утверждает единую основу всего существующего. Может быть Материалистическим – первичность материи и релегиозный – первичность сознания, дух. Реальности.
-дуализм – фил. Учение, признающее наличие 2 субстанций (материя и сознание), независимые друг от друга – материальная и идеальная.
№ 31 проблема Бытия в истории философии
Онтология (относ – сущее). В качестве самостоятельного раздела философии (учения о сущем как таковом) ввел Вольф (1730 г.). Отцами ее авторы называют Гераклита, Парменида и Платона.
Основные категории: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время. Для материалистов важнейшее – соотношение материи и сознания (у них это основной вопрос философии).
Категория «бытие» нацеливает на поиск начала, объединяющего все вещи. Важнейшая проблема: соотношение бытия и небытия ‑ что из них первоначальнее? Виды решений: 1) философия бытия (бытие вечно, ибо «из ничего ничего не бывает»); 2) философия небытия (все из ничего, бытие иллюзорно) – эта философия занята обоснованием небытия и изучением виртуальностей.
Основные виды бытия: материя (независимое от человека и отражаемое им) и дух-идея (субъективная реальность).
4 основные формы бытия: 1) бытие вещей (онтология природы), 2) бытие человека (онтология человека), 3) бытие духовного или идеального (онтология культуры), 4) бытие социального (онтология общества).
Исторические типы онтологии:
- античный ‑ поиск первоначал материальных или идеальных;
- средневековый ‑ познание сверхсущего бытия Бога, в коем совпадают сущность и существование;
- нового времени ‑ учение о способах получения научного знания;
- новейшего времени (XIX-XX вв.) ‑ возрождение онтологии как осмысления существования человека в универсуме.
№ 34 Познание и его виды.
познание (переход от незнания к знанию) некий синтез объективного с субъективным, точнее ‑ творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности.
Предпосылки познания: 1) познаваемое - природные закономерности, наличие в мире устойчивых связей и 2) познающий. (Комментарий: кто б мог подумать, что «любовью к мудрости» достойны считаться подобные пустые тривиальности, повторяемые многократно с использованием всевозможных синонимов).
Познание позволяет человеку преобразовывать природу, проектировать свои действия. Что якобы уникально, то есть прочему зверью недоступно!
Алгоритм познания таков: постановка проблемы – ее анализ – новое знание – новые проблемы (Заметьте, сколько «полезной» и «совершенно новой» информации дает Вам подобная «философия»).
Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление собственного духовного опыта (самосознание).
Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная. (Надеемся, и этот перечень может считаться неполным!)
№ 36 Проблема истины в познании.
Истина – цель познавательной деятельности. Но как определить достоверность знаний? На этот вопрос в разных концепциях разные ответы.
Классическая (корреспондентская) концепция (от Аристотеля) – истина ‑ соответствие знаний действительности, то есть признается наличие объективного мира и возможность его точного познания (неточности устранимы).
Начиная с Канта, все чаще истину описывают не столько как объективное, сколько как субъективное состояние. Этому сильно способствовал кризис в физике XIX-XX вв., разрушивший веру в нейтральный статус реальности «теорией относительности» и «квантовой механикой».
Концепции неклассической философии (все они релятивны и вероятностны, ставят истину в зависимость от субъекта):
- марксизм: истина относительна (с элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна, критерий истинности – практика;
- семантическое определение истины (Тарский): истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка;
- когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий;
- конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают);
- прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех;
- феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина ‑ согласованность внутреннего опыта.
Постнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс: истина ‑ часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение.
Авторы призывают применять все концепции, учитывая сложность мира и то, что неклассическая философия якобы преодолела оппозицию «истина-заблуждение»!
№ 38 Материя и ее атрибуты.
Материя (от латинского «вещество») – философская категория, у материалистов обозначающая субстанцию (носитель всех свойств), первоначало по отношению к сознанию.
Эволюция понятия «материя»:
1) вещь, вещественное начало мира, совокупность первоэлементов (древние греки);
2) носитель свойств: массы, протяженности, неделимости, непроницаемости (рационалисты-естествоиспытатели нового времени);
3) объективная реальность, данная в ощущениях (марксизм-ленинизм).
Материальный мир сложно организован ‑ чтобы постигнуть, его группируют в классы: физический, химический, биологический, социальный. Все систематизируется или структурируется путем выявления: 1) единого материального носителя, 2) однотипных (типовых) структур, 3) принципа, позволяющего разложить в иерархии от низшего к высшему.
В неживой природе иерархия такова: вакуум - элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - метагалактики.
В живой: протоплазма - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (экосистема).