Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 10 (стр. 9 из 10)

Специфический вид материальной системы ‑ человеческое общество. Его подсистемы: семья - классы - нации и др.

Помимо перечисленного авторы допускают другие классификаторы.

№ 40 Движение и развитие. Диалектика и ее законы.

Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и «покгория обозначает изменения как свойство сущегоой».

Движение как философская кате.

Формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направлению виды движения формы таковы: круговорот, восхождение, нисхождение, единство восхождения и нисхождения.

Развитие названо авторами «необратимым изменением». Его виды: прогрессивное, регрессивное, нейтральное, а также революционное и эволюционное.

Покой – якобы относительная устойчивость сущего.Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма – якобы занимает одно из центральных мест в научной картине мира. Это сведение воедино всех видов развития на принципах: самоорганизации (синергетики) и эволюции (космической, химической, биологической, социальной). Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы данной теории: принципы, законы и категории.

Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи.Законы – наиболее общие связи: среди них выделяют существенные, необходимые и устойчивые.Основные законы диалектики:

- единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия (якобы определяющий источник развития);- взаимоперехода количественных и качественных изменений (якобы описывающий механизм развития);

- отрицания отрицания (якобы задающий направление развития).Неосновные законы: причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление. (Руководствуясь логикой авторов, сюда можно вписать и другие пары достаточно общих противоположностей, но авторы ограничились лишь тем, что им самим понравилось в учебниках марксистского диамата).Как бы кстати упоминается, что согласно синергетике в основе развития не борьба, а сотрудничество.

Исторические формы диалектики:

- искусство беседы (Сократ);- метод правильного мышления и словопрения (эллинизм);

- метод обоснований и ведения богословских диспутов (средневековье);- универсальный метод развития и познания бытия (якобы Гегель);

- учение о развитии материи и познания (марксизм);- учение о противоречиях между всеобщим и единичным, неподлинным и подлинным существованием (экзистенциализм);

- метод разрешения противоречий между объектом и субъектом (критическая диалектика);

- признание неразрешимости жизненных противоречий (трагическая диалектика);

- идеология неприятия существующей реальности, тотальный нигилизм (негативная диалектика).

№ 42 Философские концепции пространства и времени.

Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, скорость развертывания, ритм и темп.

В философии помимо концептуальных (теоретических) «пространства и времени» рассматривают еще и перцептуальные «пространство и время» (то есть их восприятия).

Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, то есть, каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую другую).

Основное свойство времени – необратимость («стрела времени»).

Но современное естествознание якобы допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы.

2 основные концепции пространства и времени:

1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон).

2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель?!, Лейбниц?!, Эйнштейн). Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина – ширина – высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя.

В трактовке отдельно взятого времени еще 2 концепции:

- динамическая (время реально течет);

- статическая (все времена постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только временным существам).

Авторы наблюдают в наше время нарастающий отказ от физикалистических (в духе физики) представлений о пространстве и времени в пользу уникальности химических, биопространственных, биотопных, экологических, биовременных измерений этих величин. Кроме того, «социальное пространство и время» имеют свою специфику (где физически равные размеры не равноценны с социальной точки зрения).

№ 43 Общество как социум.

Комплекс определений социальной структуры:

1) совокупность относительно устойчивых общностей людей;

2) формы организации совместной деятельности;

3) система связей и взаимодействий.

В широком смысле ‑ это система основных социальных сфер вообще (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения.

Основные компоненты социальной структуры: индивид, общность (группа, класс, страта и т.п. с общими признаками ‑ пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения).

Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом):

- этническая (род, племя, народность и нация): по мере развития обществ кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка, национального самосознания;

- демографическая (народонаселение области, страны, региона, континента, планеты): важнейшие демографические показатели – численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность населения;

- поселенческая (типы поселений: сельские и городские): различаются эти типы образом жизни, условиями быта, характером труда, досугом, возможностями удовлетворения духовных потребностей. Ныне городская часть растет за счет сельской;

- социально-классовая (классы отличаются МОРСом: местом в системе производства, отношением к средствам производства, ролью в организации труда, способом и размером получения доходов);

- стратификационная (многомерная система дифференциации населения по классам слоям и группам): здесь два типа мобильности: горизонтальная (в пределах той же страты) и вертикальная (с изменением страты, статуса);

- профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования и профессиям.

Авторы напоминают, что возможны и другие классификации.

№ 44 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.

Духовная жизнь общества включает философию, религию, художественные, правовые политические, этические и другие воззрения людей, а также их настроение, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д. Все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии. Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками: основываются на формах общественного сознания, включают определенные типы духовной деятельности, есть институтолизированные подсистемы общества.

№ 46 Человек как Личность. Социальная роль личности.

Подлинная реализация «Я» лишь в обществе.

Механизмы социокультурной детерминации рассматриваются в 3 аспектах: генетический (как общество формирует человека), функциональный (какие роли человек играет в обществе) и телеологический (смысл, цели и ценности существования – общественные идеалы).

Социализация – приобщения к определенной социальной среде силами общества и самого человека. Выделяют первичную и вторичную социализацию (до получения первоначальной профессии и после). Социализация бывает стихийной и целенаправленной. Основные институты социализации: семья (особо важна как общество в миниатюре), традиция, образование, СМИ.

Социализация: 1) обеспечивает исторически необходимую связь поколений; 2) формирует личность.

Основные модусы (проекции, проще - способы) человеческого бытия в обществе: деятельность (ее ядро труд) и коммуникации.

Виды деятельности классифицируются так:

- по объекту: материально-предметная (труд), социально-историческая (поведение) и духовная (творчество);

- по субъекту: индивидуальная и коллективная;

- по целям: труд (цели извне) и игра (самоцель);

- по средствам: физический труд (ручной и механизированный) и умственная деятельность.

Структура трудовой деятельности включает: субъект, объект, цель, средство, предмет и продукт.

Коммуникации – процесс обмена информацией, субъект-субъектные отношения. Структура: не менее 2 субъектов, тема (предмет), цели, сообщения-тексты, средства трансляции текстов.

Виды коммуникаций классифицируются:

- по связи: автокоммуникация, межличностная, публичная, массовая коммуникации;

- по целям: инструментальная (другой средство), коммуникативная (другой цель);

- по средствам: аудиокоммуникация (болтовня), видеокоммуникация (шоу), синтетическая коммуникация (все вместе, авторский пример ‑ Интернет, который не только не решает все проблемы, но и создает еще дополнительные трудности для человечества).

№ 49 Понятие культуры. Типология культур.

Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – совокупность общественных отношений и материальных объектов, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, социологией, психологией, историей.