ответов по античной философии.
Раздел I. Онтология
№п/п | Ответы |
Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность человека и бытие как истина. | |
Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором поведениялюдей является Разум. | |
Фалес - это вода (она есть всюду и может принимать любую форму); Анаксимандр - это апейрон (бескачественное и бесконечное по числу начало);Анаксимен - это воздух (необходим, пластичен, реально существует, но сам не виден); Гераклит - это огонь (самое динамичное и самосохраняющееся начало); Эмпедокл - это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), элементыкоторых связываются в семени конкретной вещи | |
Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и естественной,т. е. согласной с природой. | |
Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен. | |
Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может возникнутьестественным путём, то зачем тогда творец? | |
По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и научногознания. | |
"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений этих вечных частиц".И. Ньютон | |
Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", вызывают в нас различные ощущения. | |
Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, способную к развитию; из неё и произошли все тела. | |
Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев, а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = абстракции. | |
Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении кфиналу. | |
Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида: природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни. | |
Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, животным, человеческим расам и т. д.). | |
Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще только миру видимости, а не подлинному бытию. | |
Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они мыслят. | |
В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам их качественное своеобразие. | |
Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным материалом для прочего многообразия вещей. | |
Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты. | |
Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», «Энтелехии» и др. | |
Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего 10 признаками. | |
Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет и формы без материи. | |
«Первая» философия - Теология. | |
Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами. | |
Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. Именно поэтому их нельзя раздробить. | |
Влюбой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, воды и огня, объединяющиеся в семени. | |
Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз. | |
"Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные. | |
Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности их перемещения в среде. | |
Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту гармонии среди всего сущего. | |
От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому имманентна необходимость и причинность. | |
Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к самосохранению. | |
Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, производство и потребление материальных благ становится их жизненным уделом. | |
Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными переходы между двумя мирами. | |
Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. вполне определённого (формы). | |
Число (мера) и гармония. | |
Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии -индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению. | |
Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - "логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально разумный мировой Огонь. | |
Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей «идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий влечет появление устойчивых образов. | |
Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и сцепляться. | |
Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также три космические силы: идея, материя и мировая душа. | |
Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода «порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса. | |
В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть человеческой свободы | |
Наряду с 4-мя стихиями нужны еще силы, приводящие их в движение: любовь и вражда. Одна сила притягивает элементы друг к другу, другая же - отторгает их. | |
Сама по себе «чистая» материя - есть ничто, так как всякое «что» есть нечто определённое, существует лишь благодаря своему понятию или идее. Материя -это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определённость, становится «чем-то». | |
«Телос» - цель, то есть то, ради чего создаётся и служит определённая вещь. Расширительно «цель» - быть полезным, существовать для чего-либо. «Телеология» - учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая вещь имеет своё место и свою цель. Часто термин «телеология» означает логику вещей, задаваемую целеустремлённостью субъекта (целевая причинность). | |
Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению семян в конкретные органы, из органов образуются тела. | |
Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vsДемокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора). | |
Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы. | |
Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной (благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки. | |
Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы (головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из них выживали и давали потомство, худшие - погибали. | |
Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее -бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих красок, теней и т. п. | |
Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с небольшими отклонениями ("клинаменами"). | |
Материальная, формальная, динамическая и целевая причины. | |
Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о себе. | |
Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как нераздельное единство материи и формы. | |
Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим. У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага (=Бога). | |
Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой (божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога). | |
Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит. | |
Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если последняя этого и заслуживает). | |
Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и вместе с тем перестают существовать. | |
Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию (вид или эйдос вещи). | |
Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах). | |
Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов. | |
Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» идеям, максимально воплотить их в себе. | |
Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение совершенных форм. | |
Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, кости, мяса, рыбы и т. п.). | |
Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и вторичного к творящему, первоначальному). | |
10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность; 2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; 9) страдание; 10) направление перемен. | |
Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель; она существует в своей внешней определённости и одновременно не существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и обречено умереть. |
Раздел II. Гносеология и психология.