Смекни!
smekni.com

Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии (стр. 5 из 7)

№п/п Ответы
Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору более правильной точки зрения.
Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и релятивизм.
Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон на взаимоприемлемый результат.
По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), доказательность, систематичность (упорядоченность).
Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно, и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли, следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно принадлежать и философам.
Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма.
«Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит реальные отношения, лежащие по ту сторону слов.
Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и оснащение, чем располагает здравомыслящий человек.
"Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, нелечащей тело." Эпикур.Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе подуху людьми.
"Как выразить движение в логике понятий?" - Гегель. Апории выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла.
Рассматривать одно подле другого и одного вслед за другим. Метафизик мыслит сплошным противоположениями: "Да - значит да; нет - значит нет; что сверх того, то от лукавого". Зенон Элейский доказывал свои апории путем строгого следования законам логики здравого смысла с использованием доказательств от противного (апогогический метод). Коротко, метафизика как метод -абсолютизация законов формальной логики.
Дедуцирование или индуцирование заключения (нижний посылки) посредством нахождения среднего термина (понятия, суждения), входящего неявно и в верхнюю, и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится, в конечном счете, к отысканию среднего термина.
Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком и объемом: чем больше признаков (т.е. чем конкретнее понятие), тем меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие), и, наоборот. Чем меньше признаков (чем понятнее абстрактнее), тем больше его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным пунктом в конструировании понятия берется объем.
Принцип вопросно-ответной артикуляции высказываний, принцип иронии и принцип маевтики.
Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других (посылок), содержащих общий признак.
Речевая проработка проблемы закладывает структуру практических действий людей, непременным условием успешности которых оказывается их (действий) соответствие особенностям и структуре референта. "Слово есть образ дела" -Солон. Вместе с тем известно, что между словом и делом может пролегать пропасть (особенно в политике!). "Слово - это тень дела" - подчеркивал Демокрит. Отсюда видно, что оба определения диалогового метода справедливы.
Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе умозаключения; исходными посылками Аристотель полагает аксиомы, постулаты и предположения.
Манипулирование смыслами слов с целью выведения заранее заданного тезиса. Вводя в рассуждения туманные абстракции и надуманные конструкты, схоласты выстраивают сложные псевдо - теоретические системы, призванные сохранить и упрочить догматы религиозной веры или идеологически окрашенные им мифологеммы.
Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях может выступать фундаментальным законом.
Закон тождества ("а" верно, если имеет место А и мы судим действительно об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, чтобы одно и тоже одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле); закон достаточного основания (суждение "а" может быть верным лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон исключенного третьего (любой реально существующий предмет может быть включен или в класс А, или в любой другой класс, но только не в А).
Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля - это наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных самонаблюдения с правилами речевого общения создается наука логики.
Произвольное объединение "хороших" свойств, принадлежащих несовместимым предметам и поэтому - взаимоисключающих друг друга.
Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим признакам (понятие или предикат).
Учения о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях (силлогизмах).
Это связь понятий (в виде «субъекта» и «предикта»), выражаемая словами «есть» или «не есть». Суждения различаются по качеству (утвердительные или отрицательные), по объему ("все", "некоторые", "единичные") и по степени достоверности (ассерторические, аподиктические, проблематические).
Принцип укоренен в здравом смысле и имеет широкое практическое применение. Но и на бытовом уровне он может служить оправданием конформизму -"Проживи незаметно!", "Не высовывайся!" и т.п. На теоретическом уровне (в философии) этот принцип лежит в основе эклектики (См. тест № 3).
Придерживаясь заданной темы, осуществить аналитическое разграничение известного и неизвестного, желаемого и реально возможного в целях прояснения сути предмета или проблемы.
Догматизм - положительная философия; она строится на неколебимых принципах и скептически относится к новациям. Скептицизм - отрицательная философия недоверия ко всему, кроме аксиом, полезных для жизни
Диалоговый метод философствования органически объединяет в себе логическую и этическую компоненты общения, что значительно, повышает КПД и познания (ум - хорошо, а два - лучше!), и общения (ради чего лясы точим?).
Разновидность риторики - спор ради победы над собеседником.
1) Ограничить тему и задать вектор продвижения. 2) Преодолеть сопротивление (субъективизм, инерция привычек) другой стороны; 3) Обеспечить добровольный выход собеседника на нужный результат.
Этос и Логос ритора, выделяя в первом деструктивные приемы и конструктивные правила, а во втором - общие принципы ведения диалога и их частные (операциональные) требования.
По мнению Платона, в то время как другие люди всуе считают, будто они располагают знанием о том, что такое добродетель, благо, мудрость и т. д., Сократ - единственный, кто сознается в своем полном невежестве касательно этих понятий и старается найти концензус среди сограждан посредством строго организованного общения (диалога).
"Риторика - это словесное искусство делать человека рабом по его собственной воле". (Горгий)
"Прежде чем станешь вещать, научись же порядочно мыслить; книги философов могут тебя в том достойно наставить!" Квинт Гораций Флакк.
Как принцип развития, так и принцип всеобщей взаимосвязи, введенные Гераклитом, выполняют важную мировоззренческую роль - позволяют исходить из имманентного самой природе порядка, упраздняя Бога как объяснительный принцип. Законы диалектической логики, впервые угаданные Гераклитом, являются предельно широкими по охвату рациональным способом всех возможных вариаций. Все, что допускает наш человеческий разум, не может выходить за пределы, полагаемые законами диалектики. За этими пределами -хаос, иррациональное, сумасшествие. Следовательно, структура мыслимого объекта не может не совпадать с модусами (законами) диалектической логики.
Предметная и беспредметная спекуляция. Беспредметная спекуляция довольствуется комбинаторикой слов в соответствии с логикой здравого смысла и рече - язвиковыми нормами (" Материя - первое подлежащее всякой вещи".); предметная спекуляция ("диалектическая метода" - Платон) ставит своей задачей прорыв к экстралингвистическим реалиям - общественным связям или естественно - природной необходимости.
В одну и ту же реку нельзя войти и один раз". - Кратил. Это утверждение выводится как из факта изменений объекта наблюдения, так и из факта преобразований в самом наблюдателе. Устраняя точку отсчета (момент устойчивости), можно любой предмет утопить в потоке изменений. В то время как диалектика полагает изменчивость и устойчивость соразмерными предмету познания, релятивизм абсолютизирует изменчивость всего сущего, привнося тем самым в картину субъективный произвол.
Интроспекция - «Познай самого себя!» и спекуляция – «Узнай больше, чем сказано!». Фиксировать что и как происходит в собственной душе, когда, например, решают задачу, действительно необходимо при исследовании этических канонов или при создании науки логики. Судить с понятием и правильно заключать можно, лишь располагая достаточными знаниями о предмете и владея логикой. «Многознайство не делает человека умным». Гераклит

Раздел IV. Этика и религия.