Таким образом, понятие рационализации являлось частью веберовской концепции капиталистического общества как «железной клетки», внутри которой индивид, лишённый религиозного смысла и нравственных ценностей, во всё большей степени подчиняется надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции. Подобно понятию отчужденияКарла Маркса рационализация предполагает отделение индивида от общины, семьи и церкви и его подчинение правовой, политической и экономической регуляции на производстве, в образовании и в жизни государства.
Возрастание роли целерационального действия с точки зрения структуры общества в целом означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление – как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры – во всех сферах социальной жизни. Рационализируется образ мышления людей, так же как и способ, их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает, прежде всего, в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт – в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества. Наиболее чистым воплощением принципа рациональности Макс Вебер считал науку, правовое государство, базирующихся на рациональном взаимодействии интересов граждан и их подчинении закону.
Проанализировав веберовскую позицию, по данному вопросу у меня установилось определенное мнение. В целом с позицией Макса Вебера я согласна, но есть некоторые моменты, в которых у меня установилось противоположное мнение. Я считаю, что капиталистическое общество должно оказывать доверие своим гражданам, не должно помещать индивидуума в «железные клетки», лишая его религиозного смысла и нравственных ценностей. Но общество должно подчиняться надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции в степени, установленной законом, не нарушая права и свободы граждан.
Макс Вебер является одним из наиболее крупных философов начала ХХ века. Диапазон научных интересов М. Вебера был чрезвычайно широк и охватывал проблемы социологической теории и методологии социального познания, теории капитализма и экономической истории, религиоведения и политико-юридических наук. В каждой из этих областей труды Макса Вебера стали классикой.
Для творчества М. Вебера было характерно сочетание серьезного научного интереса к истории с озабоченностью острыми политическими проблемами современности, а лейтмотивом его исследований является тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познания. Возможно, учения Макса Вебера никогда не утеряют своей познавательной ценности.
1. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999 – 204 с.
2. Философия: Учебник/ А.Г. Спиркин – М.: Гардарики, 1999.
3. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 – 256 с.
4. М. Вебер, Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990.
5. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996 – 320.
[1] Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996 – 320.
[2] Философия: Учебник/ А.Г. Спиркин – М.: Гардарики, 1999.
[3] Социальная философия: Учеб. пособие для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999 – 204 с.
[4] Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 – 256 с.