Смекни!
smekni.com

Антропосоциогенез в философии биологическое и социальное в человеке

антропосоциогенез: биологическоеисоциальноевчеловеке

Человек – одна из основных проблем философской рефлексии. Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта возникает и расширяется по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией развития различных конкретных наук. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного соотнесения его с каким-либо родовым понятием (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Поэтому философское постижение человека разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, понимания собственно человеческого мира. В истории философии человек понимался традиционно в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.
Проблемой человека занимается раздел фил. – философская антропология. Для нее характерно признание человека уникальным существом, особым родом сущего. Человек отличается от всего, что есть в природе. Человек – сложная система, которая в свою очередь является элементом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек имеет двойственную природу – он биосоциальное существо. Исторический процесс формирования человека как биосоциального существа составляет содержание проблемы антропогенеза.
Сущ. различные версии относительно происхождения человека: 1) религиозная, согласно ей человек творение Бога, его образ и подобие, наделен смертным телом и бессмертной душой; 2) инопланетарная, происхождение человека как результат вмешательства внеземных цивилизаций; 3) научная, опирается на данные современного естествознания. Согласно научной теории человек является непосредственным потомком одной из ветвей приматов. Процесс становления человека начался приблиз. 3 млн. лет назад. Человек современного типа – кроманьонец. Однако эта теория остается открытым вопросом о причинах выделения человека из животного мира; 4) трудовая теория антропогенеза, дополняет идеи Дарвина о трудовой деятельности и членораздельной речи. Ее положение заложено в работе Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Акцент делается на социальные факторы, оказывается, что в следствие изменений климатических условий изменился образ жизни приматов. Результат перехода к наземной жизни – развилось прямохождение и изменились функции передних конечностей. Руки для использования и производства орудий труда. Прямохождение и орудийная деятельность способствовали развитию мозга, появлению сознания и развитию речи. Слабое место этой концепции – она не отвечает на вопрос как человек смог перейти к целесообразной трудовой деятельности. Эта версия очень популярна в науке. В ней дарвиновская теория антропогенеза дополняется теорией социогенеза. Было показано, что становление человека и общества составляет взаимосвязанный процесс, процесс антропосоциогенеза. Главные факторы в нем принадлежат трудовой деятельности. Согласно фил. определению, человек – биосоциальное существо, наделенное сознанием и способное к целесообразной и творческой деятельности.
Как существо природное человек родственен др. биологическим видам. У животных приобретаемый поколениями опыт кодируется в виде видовой генетической программы и передается по наследству через структуры ДНК. Инстинкт – сложный наследственный алгоритм поведения, приспособленный к определенным внешним условиям. Для животных инстинкты обеспечивают выживание и жизнедеятельность.
Человек отличается от животных отсутствием инстинктивных программ действия. Его генетическая программа определяет его физический облик, анатомию организма и базовые биологические потребности. Как животное человек биологически ущербен, т. е. не пригоден к жизни в естественных условиях. Для выживания человеку необходима искусственная среда. У человека самый длительный период взросления. Основные различия между человеком и животным – культура – особая искусственная среда, которая надстраивается над природой и в которой человек единственно может существовать.
Процесс усвоения человеком культуры наз. социализаций, в ходе которой человек усваивает разнообразные программы поведения. Социализация происходит в процессе контактов с др. людьми, где и формируются необходимые качества, характеризующие человека как социальное существо. Т. о. человек сочетает в себе природное врожденное начало и социальное, приобретенное в опыте. Человек выступает как любой живой организм с одной стороны, с другой – обладает социальной сущностью, является существом открытым, т. е способным к развитию и саморазвитию. Биологическое начало включает в себя тело, пол, возраст, а также психику. Социальное начало – это целеполагание, знание, умение, деятельность, мировоззрение. Важным фактором формирования социального в человеке является членораздельная речь.