Сопоставляя рутуализм невротика и верующего, Фрейд писал о том, что “легко видеть, в чем состоит сходство невротика со священнодействием религиозного ритуала: в угрызениях совести при неисполнении в полной изоляции (запрещение мешать) и добросовестном выполнении мелочей”.
2.2.Философские взгляды
Революция, совершавшаясяя в естествознании, требовала мировоззренческого осмысленияя научных открытий, и это дало новый толчок интересу Фрейда к философии. В 1874-1875 гг. он прослушал цикл лекций немецкого философа-идеалиста Ф.Брентано (1833-1917).Его учение о психических актах как направленных действиях души, его полемика с английским психиатром Г.Модели по проблемам бессознательного вызвали живой интерес Фрейда.
Увлечение позитивистской философией было довольно распространенным явлением среди естествоиспытателей того времени и объяснялось известной близостью позитивизма, то есть того его крыла, которое восходило к естественнонаучному материализму. Влияние позитивизма на формирование его взглядов существенно корректировалось характером его научных интересов. Он не питал доверияя к метафизике, противопосталяя ей мировоззрение, основанное на системе знаний о мире. Он был убежден в единстве и универсальности законов природы. Однако "материализм" Фрейда носил ограниченный характер, то есть был стихийным, неоформленным. Эта неоформленность, отсутствие серьезной теоретико-познавательной подготовки, слабое знание диалектики, привели к тому, что будучи материалистом "внизу", то есть в объяснении явлений природы, Фрейд оставался идеалистом "вверху", то есть при решении социальных и гносеологических проблем. Подчеркивалось "коренное расхождение материализма со всем широким движение позитивизма". Идейная эволюция Фрейда всецело подтвердила это. Оставив, полтора десятилетия спустя, скальпель и микроскоп, Фрейд, по существу расстался с материализмом, хотя он никогда не отрекался от убеждений молодости. Наступил момент, когда он приступает к самостоятельной научной деятельности.
Существует два начала в человеческой психике: Сознательное – Я, Бессознательное - Оно. Любое желание, акт сначала зарождается в Оно, а потом переходит в Я. Сознание - это процессы нашей психики, осознаваемые человеком. Бессознательное - неосознаваемое в человеке. Отношения Оно и Я неравноправные, Оно - сильнее и диктует многое. Это отношение непокорной лошади и всадника. Ядро “Оно” образуют два слоя первичных влечений: - сексуальное (эрос)- влечение к смерти (танатос).
Сексуальное влечение подавляется нормами общественных законов и это приводит к появлению подавленных сексуальных влечений - неврозы, психозы. Танатос выступает в двух видах: - влечение к собственной смерти (склонность к самоубийству)- влечение к чужой смерти (склонность к насилию, садизму)Два влечения - к сексу и насилию часто соединяются.
В основе “Оно” лежит принцип удовольствия и он вступает в конфликт и принципами реальности (реальность поведения в мире) “Я” - это несчастное сознание, которое разламывается и поворачивается то в сторону общества, стараясь сохранить хорошие отношения, то в сторону “Оно”, пытаясь найти гармонию. Третья инстанция Фрейда: “Сверх Я” - моральная цензура, внутри личностная совесть.
Призвано урегулировать отношения человека с миром. “Сверх Я” напоминает окупационную власть в осажденном городе, которую можно боятся или ненавидеть, но очень сложно любить. Причины многих неврозов необходимо искать в детстве. Фрейд разработал метод психоанализа, в основе которого лежит сублимация, т.е. переключение бессознательных порывов “Оно” в сознательное русло “Я”. Чем меньше слой “Оно”, тем здоровее психика. Если два комплекса соединяются (секс и влечение к смерти), то появляются маньяки.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно»(1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921). Постепенно его идеи приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей — Адлера, Юнга, Ранка.
По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.
Творческую эволюцию Фрейда, когда он окончательно встал на путь разработки психоанализа, можно разделить на три периода:
-ранний период (1895 - 1905)
-период первой психоаналитической системы (1905 - 1920)
-период второй психоаналитической системы (1920 - 1939)
Основными теоретическими достижениями раннего периода были концепция психоанализа и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Психический аппарат Фрейд рассматривал в двух аспектах: топографическом и динамическом. При топографическом подходе в психике выделяют три области - сознание, предсознательное и бессознательное.
Концептуальное ядро теории Фрейда, сложившееся в ранний период, стало основой первой психоаналитической системы. Другим ее камнем явилось учение о ЛИБИДО и детской сексуальности. В связи с учением о ЛИБИДО поучает дальнейшее развитие, наметившийся в ранний период, энергетический подход к психике. Психическая энергия с 90-х годов была интерпретирована Фрейдом как энергия ЛИБИДО. Фрейд описал способы превращения ЛИБИДО.
С точки зрения учения о ЛИБИДО процесс психического развития человека есть в своей сущности процесс превращений его сексуального инстинкта.
Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет энергии ЛИБИДО.
В работе "Неудовлетворенность в культуре"(1930) Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности инстинктов и культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", наличие в психике у человека типических форм реагирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понимание учения Фрейда связано прежде всего с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры.
Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.
Хотя не все аспекты философии Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной философии, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только философии, но и искусства, медицины, психологии, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.
Религиоведческая концепция З. Фрейда представляет собой смесь реальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки и мифотворчества.
Антиисторизм, непонимание социальной природы религии свели на нет научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализе Фрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности,
Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда. Судьба Фрейда и его религиоведческого наследия говорит о том, что последовательный атеизм возможен лишь на базе диалектико-материалистического мировоззрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990, 397 с.
2) Психоаналитические этюды / З. Фрейд; пер. с нем.; Д.И.Донской, В.Ф.Круглянский, 2006. – 608 с.
3) http://uk.wikipedia.org/
4) Интерес к психоанализу: Сборник / З. Фрейд; пер. с нем. – Мн.: “Поппури”, 2006. – 592 с.