Смекни!
smekni.com

Политическая жизнь общества 2 (стр. 2 из 3)

5. Психологическая теория государства и права. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

6. Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую и низшую расы. Первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

7. Органическая теория. Суть теории: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

8. Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. Оно не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества. Основные положения теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Помимо споров о происхождении государства существует несколько определений самого термина:

· союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти[7]

· машина для подавления одного класса другим[8](Ф. Энгельс)

· машина для поддержания господства одного класса над другим (В. Ленин[9])

· политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны[10]

· государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Таким образом, большинство определений считают государство механизмом, который осуществляет давление на его жителей. Почему же тогда оно необходимо для любого общества?

Государство выполняет ряд функций, поддерживая стабильность общества:

· Экономическая. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.

· Социальная. Удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне.

· Правовая. Обеспечение порядка и правовых норм, регулирующих общественные отношения, охрану общественного строя и т.д.

· Культурно-воспитательная. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации.

· Политическая. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.

· Функция взаимовыгодного сотрудничества.

· Функция обороны страны.

Однако осуществление политической власти и функций государства не всегда выглядят одинаково. Совокупность средств и способов её осуществления называется политическим режимом. Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

· Демократический режим характеризуется тем, что государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.

· Антидемократические режимы, в свою очередь, делятся на виды:

1. Деспотический (от греческого “despotic” – неограниченная власть). Власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.

2. Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Власть тирана устанавливается насильно, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде.

3. Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую, а другие стремится разогнать, запретить или уничтожить. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества.

4. Фашистский режим одна из крайних форм тоталитаризма, прежде всего, характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.

5. Авторитарный режим. Использование насилия становится характерным для этого режима. Оппозиции власти не допускается. Личность фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, т.к. отсутствует механизм их реализации. Она лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью.


3. Возможно ли на практике полное единство морали и политики и, какова политическая роль интеллигенции в обществе?

Все формы общественного сознания взаимодействуют между собой, поэтому и политическое сознание формируется не само по себе, а в тесной связи с экономикой, культурой, искусством, моралью и другими сферами жизни общества.

Следует отметить, что политическое, также как и другие формы общественного сознания разделяются на массовое, групповое и индивидуальное. Массовое сознание – самое общее понятие, оно отражает общность взглядов людей на существующую политическую действительность. Оно является наиболее управляемым и формируется чаще всего самим государством. Групповое сознание чаще всего создаётся в противовес массовому, и стремится к тому, чтобы стать массовым. Оно охватывает иногда значительные части общества, поделённые на группы. Индивидуальное сознание – это система взглядов каждого человека, которое формируется частично исходя из массового, группового, но в большей степени, из личного опыта человека, его знаний и размышлений.

Для формирования общественного сознания государство чаще всего прибегает к помощи людей, имеющих авторитет и популярность в обществе. Кинофильмы, песни, телепередачи, газеты, журналы, книги – всё это становится инструментами формирования массового сознания. Разумеется, государству приходится прибегать к помощи деятелей искусства, науки и культуры, т.е. интеллигенции.

Само слово интеллигенция происходит от латинского Intellegens – понимающий, мыслящий – это общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным (преимущественно сложным) трудом, который обеспечивает им средства к существованию[11]. Их участие в политической жизни в последнее время становится всё более активным, и иногда они сами превращаются в инструменты формирования общественного политического сознания. Бывали в истории также случаи противостояния интеллигенции и политики, например, движение диссидентов. Здесь возникает вопрос о взаимосвязи морали и политики.

Термин “мораль” происходит от латинского “mos” (мн. число “mores”), обозначающему “нрав”[12]. Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философии под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм[13].