Смекни!
smekni.com

Философия марксизма учение о человеке и обществе (стр. 4 из 4)

В «Немецкой идеологии» эта периодизация выглядит следующим образом; племенная, античная, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая формы собственности и соответственно типы общества. Изменение в общем и целом идет от базиса к надстройке, от материального к идеальному, поскольку «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Но оно совершается не планово и постепенно, а через возникновение противоречий, их обострение и скачкообразное разрешение. И так как изменение затрагивает интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции, где одни классы выступают как прогрессивные, а другие — как консервативные или реакционные. [3]

Важнейший компонент марксизма, его концепция видения направления истории и будущего человечества — обоснование необходимости и неизбежности коммунизма. Коммунизм в своей высшей фазе есть идеальное, совершенное состояние общества, достижение которого составляет цель, внутренний смысл развития человечества. С построением коммунизма завершается предыстория человечества и начинается его подлинная история.

Интеллектуально и политически марксизм превосходил все современные ему идеологии: ориентированностью на объективные закономерности природы и общества, детерминистским взглядом на историю, адекватностью реалиям своего времени, ясной ориентацией на интересы рабочего класса, трудового народа, четкостью политических установок. Все это способствовало его быстрому распространению в Европе, и не только в ней. Большое влияние он приобрел в России.

Позиции и влияние марксизма еще более укрепились с победой Октябрьской революции 1917 г., возникновением Советского Союза, его экономическим и социальным ростом. В новых исторических условиях марксизм в СССР, не отказываясь от основополагающих принципов, вобрал в себя ряд новых положений, установок, в основе которых лежали опыт Октябрьской революции и практика строительства социалистического общества, данные общественных и естественных наук. Обновленная идеология стала характеризоваться как марксистско-ленинская, поскольку вклад В. И. Ленина в ее развитие, равно как и в ее применение в практике осуществления социальной революции и строительства нового общества, был огромен. [3, с. 486]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, объективность деяния, изменяющего социальное качество человека, Маркс усматривает в его обусловленности объективным процессом предметно-чувственного преобразования природы, достигнутым в промышленности ее всестороннего очеловечивания. Во-вторых, тождеством субъективного и объективного в субъекте как живом существе, в совокупности предметно-чувственных сил и способностей самих индивидов. В-третьих, объективным местом, которое занимает класс, производящий в собственно материальном производстве, и в мире частной собственности, и в истории человечества, достигшей точки перехода от предыстории к подлинной истории.И открытие взаимосвязи производительных сил родового человека и форм его социальности, и обоснование самостоятельной роли рабочего класса в общественном прогрессе - несомненные заслуги Маркса. Оба открытия вытекают из осознания решающего значения воспроизводства человеческой жизни как наипервейшего и абсолютно неотъемлемого факта истории. [4]

Философия Маркса — это социальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этом человек рассматривается, прежде всего, как практически действующее существо, взаимоотношения которого с природой (развитие производительных сил) — основа других взаимоотношений в обществе.

Хотя человек — существо социальное, отношения людей в обществе никто специально не организовывал; они складывались стихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производительных сил. Стихийно сложилось разделение людей на классы — в зависимости от владения или «невладения» этими производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе — еще и подчинение людей вещам как отчужденным результатам их собственной деятельности. Таким образом, освобождение от отношений господства и подчинения предполагает сознательный контроль над организацией и развитием общества; средство для этого — переход к общественной собственности, предпосылки к чему создаются капитализмом. Для отдельного человека это означает универсальность потребностей, способностей, средств потребления; это «абсолютное движение становления» человека. [3]

Расхождение марксизма с жизнью обнаружилось в то время, когда социалистическая революция победила в отдельно взятой экономически отсталой стране, большинство населения которой составляло крестьянство, а не пролетариат. Строительство нового общества началось с создания надстройки, под которую еще предстояло подводить соответствующий базис.

Реальный социализм, построенный в Советском Союзе, ряде других государств, не только не обеспечил социального равенства и справедливости, но и породил свои привилегированные социальные группы, сохранил отчуждение трудящихся от собственности и от институтов власти, не обеспечил превосходства над капитализмом в экономической и социальной сфере. Стала очевидной утопичность марксистского прогноза, предусматривающего движение человечества к коммунизму.

Слабости марксизма достаточно известны и доказаны. Тезис «практика — критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости — в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.

Таким образом, во второй половине XX столетия марксизм-ленинизм фактически утратил свою адекватность и эффективность. Однако руководители КПСС, Советского государства, других социалистических стран оказались не в состоянии реалистически оценить ситуацию, сделать из нее необходимые теоретические и практические выводы. Это стало одной из причин распада СССР, мировой системы социализма.

Возрождение марксизма, пусть даже в обновленном виде, маловероятно. В силу неадекватности современному миру он изжил себя и как теоретическая конструкция, и как политический инструмент. Образовавшуюся идеологическую нишу, скорее всего, заполнит один из вариантов современного социализма. [3]


Список литературы

1. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.

2. Добрынина В.И. Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 288 с.

3. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов.

4. Перевалов В.П. О романтизме в марксистской концепции деятельности //Федорова М.М., Хевеши М.А. Из истории политической философии. - М., 1994. - 212с.5. Яцкевич В. Рефлексия марксизма Киев – 2005г.