Смекни!
smekni.com

Социология конфликта 5 (стр. 1 из 5)

Контрольная: Социология конфликта

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра общественных дисциплин

Контрольная работа

по курсу «Социология»

На тему: «Социология конфликта»

Выполнила студентка заочного отделения

Специальности менеджмент

Группы МЗ-302

Иванова Лилия Анатольевна

челябинск 2005

План

1. ВВЕДЕНИЕ. 3

2. Разработка теории социального конфликта в социологии. 5

2.1. Понятие конфликта. 5

2.2. Основоположники социологии конфликта. 5

3. Причины, функции, субъекты социальных конфликтов.

Механизм разрешения конфликтов. 9

3.1. Функции социальных конфликтов и их классификация. 10

3.2. Субъекты конфликтных отношений. 12

3.3. Механизм разрешения конфликтов и его стадии. 13

4. Виды, формы протекания социальных конфликтов в современной России. 18

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

6. ЛИТЕРАТУРА.. 23

1. ВВЕДЕНИЕ

Наша жизнь соткана из конфликтов. Дома и на работе, в процессе учебы и на

транспорте человек постоянно попадает в конфликтные ситуации или становится

их свидетелем, наблюдает по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах

по радио и от окружающих. Большие и малые, острые и вялотекущие, между

соседями по даче и в трудовом коллективе, в своей стране и за океаном – они

заполняют все пространство бытия человечества в прошлом, настоящем и

обозримом будущем.

О конфликте каждый имеет свое представление, но не всякий сможет четко

сформулировать ответ на вопрос, что же это такое. Между тем в науке

существуют различные определения конфликта – от узко специализированных до

всепоглощающе расширительных. Даже если обратиться к наиболее типичным

определениям, – а именно тем из них, что используются последнее время в

учебной литературе, – то и здесь не найти единообразия.

Часть авторов (среди которых, как правило, преобладают психологи)

рассматривает конфликт как болезнь общения. “Конфликт – такое общение, в

котором выявляется несогласованность действий людей, отстаивающих свои

интересы”.

Некоторые специалисты на Западе (К.Боулдинг и др.) эти категории, наоборот,

фактически отождествляют, сводя в рамках “общей теории конфликта” все

многообразие конфликтов к борьбе за выживание.

По А.Г.Здравомыслову, конфликт является формой отношений между потенциальными

или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена

противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная

сторона социального конфликта состоит в том – продолжает автор, – что эти

субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая

трансформируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта

[1].

А.Рапопорт в работе, причисленной к классике конфликтологии, доказывал, что

событие может квалифицироваться в качестве конфликта лишь при наличии трех

элементов: толкновения интересов, целей и поведения сторон.

Среди философов есть сторонники расширительной трактовки термина “конфликт”,

когда, например, говорят о конфликте между всемогуществом человека,

создавшего совершенную технику атомного века, и возможностью использовать ее

для самоуничтожения человечества.

В общем, великое множество толкований этого термина может ввести нормального

человека в конфликт с самим собой. Поэтому я рассмотрю в этой работе только

наиболее типичные понятия, толкования этого термина и рассмотрю причины, виды

и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

2. Разработка теории социального конфликта в

социологии.

2.1. Понятие конфликта.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций,

взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как

членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов.

Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую,

политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий

создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной

напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Большинство социологов склонны считать, что существование общества без

конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей,

источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные

отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности

индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются

и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может

преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние

на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт,

понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном

счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции

делает общество или его ячейку более жизнеспособным, динамичным,

восприимчивым к прогрессу.

Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление

общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом – полезное и

нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут

достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут

закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать

определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта.

2.2. Основоположники социологии конфликта.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще

китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития природы и

общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение

о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание

исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской

истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их

положительную роль в общественном развитии.

Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла

его работа «Исследования о природе и причинах богатства народов», в которой

он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и

экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как

движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из их

причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и

«привязанным к труду классом».

Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это

реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального

развития. Этих взглядов придерживались немецкий социолог М. Вебер,

австрийский социолог Л. Гумплович и др. С позиций исторического

материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс,

считавшие, что конфликты порождаются прежде всего социальным неравенством и

проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна,

но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий ка­питалистического

строя.

Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила

всестороннего обоснования, ибо конфликты рассматривались этим учением только

как столкновение между антагонистическими классами. К тому же в марксистской

концепции абсолютизировались экономические отношения, считавшиеся главной

причиной конфликта между классами и другими социальными группами.

Есть и иные объяснения социальных конфликтов. Так, немецкий мыслитель Г.

Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как

социализирующую силу, способную объединить противоборствующие

взаимосвязанные стороны. Г. Зиммель писал, что «конфликт очищает воздух».

Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в XX

веке. При этом теория конфликта противостоит теории структурно-

функционального анализа общества. Представители функционализма

придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества. Согласно

взглядам сторонников этого направления, общество представляет собой

«систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря

функциональному взаимодействию ее составных элементов, таких как

государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы,

церковь, семья и т.д.

Исходя из идеи «единства» общества как предпосылки его равновесия и

стабильности функционалисты называют в качестве решающего средства,

обеспечивающего социальное «единство», наличие у членов общества единых

ценностей. Это могут быть правовые установки, нравственные нормы,

религиозные заповеди. Данные ценности составляют основу жизни общества и

определяют практическую деятельность, как отдельных индивидов, так и

социальных групп и организаций. Это, естественно, односторонний и узкий

подход к рассмотрению происходящих в обществе явлений.

В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и

глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Вопрос о конфликте как

норме социальных отношений был обстоятельно проанализирован в работах

Л.Козера, Р.Дарендорфа, Л.Крисберга и других представителей того направления

в социологии, которое получило название социологии конфликта.

Так Ральф Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации,

противопоставляет свой подход парсианской парадигме, которая была положена в

основу методологии структурно-функционального анализа. Сопоставим исходные