Смекни!
smekni.com

Философия Канта и Гегеля (стр. 4 из 7)

соотношении сознания и приро­ды, материи. Различия между ними в этом вопросе

— это раз­личия между объективным и субъективным идеализмом.

Философия Гегеля — максимально рационализированный и логизированный

объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е.

законы логики. Но логики не фор­мальной, а совпадающей с диалектикой —

диалектической логи­ки. На вопрос о том, откуда взялись эти законы, Гегель

отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть «изо­бражение

Бога, каков он есть в своей вечной сущности до со­творения природы и какого

бы то ни. было конечного духа».

Философская система

Философская система делится Гегелем на три части: 1) ло­гика, 2)

философия природы, 3) философия духа. Ло­гика, с его точки зрения,

есть система «чистого разума, совпадающего с божественным разумом. Однако

откуда бы Ге­гель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис

философ просто постулирует, т.е. вводит без доказа­тельств. Фактически же свою

систему логики Гегель черпает не из священных книг, а из великой книги самой

природы и обще­ственного развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая

часть его философии — логика — опирается на огромный есте­ственнонаучный,

исторический материал, который был в распо­ряжении энциклопедически

образованного мыслителя.

«Мыслями Бога» оказываются наиболее общие законы разви­тия природы, общества

и мышления. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит

к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный

с ног на голову материализм. Дело, разумеется, нельзя сводить к простому

«переворачиванию». Между идеалистической диалектикой Гегеля и

материалистической диалектикой имеются существенные различия, о чем будет

сказано ниже.

Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождества мышления (сознания) и

бытия. Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных

определениях и истинная природа вещей — это одно и то же.

Логика. Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет

собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а

конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие —

единство противоположностей. Абсолютное тождество, как у Шеллинга, исключает

саму возможность развития. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в

этом рациональный смысл гегелевского положения о конкретном тождестве.

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но

и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений,

оно выступает как, абсолютная идея.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно разви­вается, переходя от

одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от

абстрактного к конкретно­му — общий принцип развития.

Высшая ступень развития — «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная

идея проявляется в сфере человеческой ис­тории и делает предметом мышления

самое себя.

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые

особенности. Во-первых, пантеизм. Боже­ственная мысль витает не где-то

в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой

малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление

строго логично. И, в-третьих, диалектика.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в по­знаваемости мира.

Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них

проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для

Ге­геля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно.

Многие ошибались, истолковывая тезис о разумности всего действительного как

апологию всего существующего. На самом деле существующее, полагал Гегель,

разумно лишь в оп­ределенном смысле, а именно, когда оно выражает какую-то

не­обходимость, закономерность. Только тогда существующее можно квалифицировать

как нечто разумное. Но коль скоро ис­чезает необходимость существования

чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть.

Отжив­шие формы жизни непременно уступают место новому, таков истинный смысл

формулы Гегеля.

Итак, логика представляет собой закономерное движение по­нятий (категорий),

выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

С чего же начинается движение этой идеи? После долгого обсуждения этой нелегкой

проблемы Гегель приходит к выводу, что началом служит категория чистого

бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно

воз­никнуть. Но из чего? Очевидно, из небытия, из ничто. «Есть пока что

ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чис­тое ничто, а такое ничто,

из которого должно произойти нечто, бытие, стало быть, уже содержится также и в

начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то и другое, бытие и ничто;

оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе, оно есть небытие, которое

есть вместе с тем бытие, и бытие, которое есть вместе с тем небытие».

Может сложиться впечатление, что перед нами словесная эк­вилибристика,

лишенная смысла. Ход мысли Гегеля кажется ис­кусственным, если исходить из

естественнонаучных, детерми­нистских предпосылок. Действительно, из небытия,

из ничто не может возникнуть какое-то нечто. Но ведь у Гегеля речь идет не о

реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира.

Если отвлечься от мистических сюжетов божественного тво­рения мира, бытия из

ничего, то в рассуждениях философа мы найдем разумное содержание, или, как

принято говорить, раци­ональное зерно. Бытие и небытие есть единство

противополож­ностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает

третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию

Гегель называет становлением. «Становление есть нераздельность бытия

я ничто... иначе говоря, такое единство, в котором есть как бытие,

так и ничто». Становление -"; это диалектический процесс возникновения, который

уместно на­зывать становлением, представляет собой переломное состояние, когда

вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще

нет. И в этом смысле становление можно считать единством небытия и бытия.

«Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит

в некий спокойный результат.

Синтез категорий чистое бытие и ничто дает категорию

становление, а от нее возможен переход к наличному, т.е. какому-то

определенному бытию. Такова схема, предлагаемая Гегелем.

Если диалектический процесс возникновения Гегель стремится выразить при помощи

категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения выражается им при

помощи категории снятие. Необходимо иметь в виду, что немецкий глагол

aufheben — снимать — имеет много значений, в том числе негативных: прекращать,

отменять, упразднять, ликвидировать. Но одновременно он имеет и ряд позитивных

значений: сберегать, сохранять, обеспечивать. Соответственно существительное

aufheben означает и отмену и сохранение. Гегель ссылается и на латинский язык,

где глагол tollere имеет два значения: 1) уничтожать, отрицать, убирать и 2)

возвеличивать. Философ не случайно использует языковую полисемию. В ней в

данном случаев выражается стихийная диалектика и ее главная черта:

тождество противоположностей. В мире ничего не погибает бесследно а служит

материалом, исходной ступенью для появления нового Эта закономерность

отражается категорией снятие, а также категорией отрицание, которую

Гегель широко применяет в своей философской системе.

новую категорию Гегель называет становлением. «Становление есть

нераздельность бытия я ничто... иначе говоря, такое единство, в котором

есть как бытие, так и ничто». Становление - это диалектический процесс

возникновения, который уместно на­зывать становлением, представляет собой

переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя

сказать, что ее вообще нет. И в этом смысле становление можно считать

единством небытия и бытия. «Становление есть неустойчивое беспокойство,

которое оседает, переходит в некий спокойный результат.

Синтез категорий чистое бытие и ничто дает категорию

становление, а от нее возможен переход к наличному, т.е. какому-то

определенному бытию. Такова схема, предлагаемая Гегелем.

Если диалектический процесс возникновения Гегель стремится выразить при помощи

категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения выражается им при

помощи категории снятие. Необходимо иметь в виду, что немецкий глагол

aufheben — снимать — имеет много значений, в том числе негативных: прекращать,

отменять, упразднять, ликвидировать. Но одновременно он имеет и ряд позитивных

значений: сберегать, сохранять, обеспечивать. Соответственно существительное

aufheben означает и отмену и сохранение. Гегель ссылается и на латинский язык,

где глагол tollere имеет два значения: 1) уничтожать, отрицать, убирать и 2)

возвеличивать. Философ не случайно использует языковую полисемию. В ней в

данном случае выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество

противоположностей. В мире ничего не погибает бесследно, а служит

материалом, исходной ступенью для появления нового. Эта закономерность

отражается категорией снятие, а также категорией отрицание, которую