Смекни!
smekni.com

Философия Канта и Гегеля (стр. 5 из 7)

Гегель широко применяет в своей философской системе. Каждая категория выражает

один какой-либо момент, аспект процесса развития и служит одновременно исходным

пунктом для следующей категории, которая отрицает, снимает предшествующую

категорию. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически не просто

отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде

использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое

отрицание Гегель называет конкретным.

Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела беско­нечный процесс. И в

этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис — антитезис

— синтез. В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за

тезис, воз­никает противоположение (антитезис). Последний с необходи­мостью

подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание

отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более

высоком уровне воспроизводит не­которые черты первого, исходного звена. Вся эта

конструкция называется триадой.

В философии Гегеля триада выполняет не только методологи­ческую функцию, но и

функцию системосозидающую. Это не толь­ко содержательный принцип, или закон

диалектики, но и способ построения системы. Вся архитектоника, структура

гегелевской фи­лософии подчиняется тройственному ритму, строится в

соответст­вии с требованиями триады. В целом философия Гегеля делится на три

части: — логику, философию природы и философию духа. Это не рядоположенные

части, которые можно поменять места­ми. Это триада, где каждая часть выражает

закономерный этап диалектического развития. По крайней мере, так считает сам

Ге­гель. Логику он делит тоже на три части: учение о бытии, учение о сущности

и учение о понятии. Каждая из указанных частей также является триадой. Учение

о бытии, например, включает в себя: 1) определенность (качество), 2) величина

(количество), 3) мера. Качество состоит из трех частей: 1) бытие, 2) наличное

бытие, 3) для-себя-бытие. Бытие, о чем мы уже говорили, это триада: чистое

бытие — ничто — становление. Здесь достигнут предел деления, или триада,

состоящая из категорий, каждая из которых не может быть разложена на триады.

Нет ни возможности, ни необходимости излагать всю эту сложную систему больших

и малых триад. Остановимся на не­которых наиболее важных моментах.

присущему ей качеству. В силу качествен­ной определенности вещи не только

отличаются друг от друга, но соотносятся между собой.

Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества.

Такой порядок в общем соответствует истории че­ловеческого познания. Дикари (как

и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют

считать, т.е. не знают количественных соотношений.

Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера.

Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры

меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв

постепенности, или качественный скачок.

Гегель решительно выступает против плоского эволюционизма, признающего лишь

постепенный переход от одного качественного состояния к другому. «Говорят:

в природе не бывает скачков... Но мы показали, что вообще изменение бытия

суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в

количественное и наоборот, становление иным, представляющее собой перерыв

постепенности, и качественно другое по сравнению с предшествующим состоянием».

Вода через охлаждение не становится твердой постепенно, не делается сначала

кашеобразной, чтобы затем, делаясь постепенно все тверже и тверже, достигнуть

консистенции льда, а затвердевает сразу. Уже достигнув температуры точки

замерзания, она всё еще может полностью сохранить свое жидкое состояние, если

она остается в покое, и ничтожное сотрясение приводит ее в твердое состояние.

Гегель приводит и другой пример, но уже из моральной области. Здесь также

имеют место переходы количественных изменений в качественные, и «разность

качества» оказывается основанной на разности величин. Так, благодаря

количественным изменениям мера легкомыслия оказывается превзойденной и в

результате появляется нечто совершенно иное, а именно преступление.

Качественный скачок может превратить право в неспра­ведливость, добродетель —

в порок. Любопытно и такое рассуж­дение философа: государства при прочих

равных условиях по­лучают разный качественный характер благодаря их различию

по величине. Законы и государственный строй превращаются в нечто другое,

когда увеличивается объем государства и возрастает число граждан. Государство

имеет меру своей величины, превзойдя которую оно неудержимо распадается при

том же го­сударственном устройстве, которое при другом размере состав­ляло

его счастье и силу.

Гегель убедительно обосновывает то, что позднее получило название закона о

переходе количественных изменений в каче­ственные и, наоборот путем скачков.

Развитие науки и общест­венной практики подтвердило правильность открытого

Гегелем этого диалектического закона.

Диалектика перехода количества в качество отвечает на во­прос о форме

развития всех природных и духовных вещей. Но остается еще более важный вопрос о

движущей силе, импульсе этого развития. И здесь Гегель ищет ответа не в

потустороннем мире, а в самой действительности. Формулирует он этот ответ в

учении о сущности. «Одним лишь блужданием из одного каче­ства в другое и

одним лишь переходом из качественного в ко­личественное и наоборот дело еще не

окончено, а имеется в вещах нечто пребывающее, это пребывающее есть, прежде

всего, сущность».

Качество, количество, мера — все это, как уже говорилось, категории бытия.

Это формы, в которых мы воспринимаем дей­ствительность, и воспринимаем

эмпирически, опытным путем. Но опытным путем невозможно постичь сущность

вещей. Сущ­ность есть внутренняя основа бытия, а бытие — внешняя форма

сущности. Нет чистых сущностей, они выражаются, проявляются в формах бытия.

Сущность есть то же бытие, но на более вы­сокой ступени. Сущность, как

внутренняя причина бытия, не тождественна с последним, она отлична от него.

Иными словами, сущность познается из противоположности непосредственному

бытию. Значит, познание должно идти вглубь, вскрывать в яв­лениях их

сущность.

В чем же, по Гегелю, заключается эта потаенная сущность бытия? Кратко говоря, в

его внутренней противоречивости. Все существующее содержит в себе

противоречие, единство про­тивоположных моментов.

Тождество, единство противоположностей — ключевое понятие логики Гегеля.

Обыденное сознание испытывает страх перед противоречием, считая его чем-то

ненормальным. Да и формальная логика с ее законами (не противоречия,

исключенного третьего) запрещает логические противоречия. Гегель говорит много

нелюбезных слов в адрес этой логики. Но фактически он не против формальной

логики, а против ее абсолютизации. Такая логика не может претендовать на роль

всеобщей методологии в противовес диалектике. В этом случае формальная логика

пре­вращается в метафизику. Правильно истолкованная формальная логика запрещает

абсурдные противоречия, противоречия доктринальные, словесные, вносящие

путаницу в рассуждения. Эти требования выполняет и Гегель, иначе его бы просто

не поняли. Но кроме противоречий неправильного рассуждения, имеются

противоречия реальные, противоречия самой жизни. И от них избавиться не удается

никому. «Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить,

что противоречие нельзя мыслить».- «Противоречие есть корень всякого движения и

жизненности, лишь, поскольку оно имеет в самом себе проти­воречие, он движется,

обладает импульсом и деятельностью».

Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения. Даже

самый простой вид движения — перемеще­ние тела в пространстве — представляет

собой постоянно возни­кающее и тут же разрешающееся противоречие. Нечто

движется не только потому, что оно теперь здесь, а в другой момент там, но и

потому, что оно в один и тот же момент и здесь, и не здесь, т.е. и находится,

и не находится в данной точке траектории. Гегель предлагает «вместе с

древними мыслителями» признать противоречия, обнаруженные ими в движении. Но

отсюда не следует, что движения нет, а, напротив, следует, что движение есть

существующее противоречие.

«Древние диалектики», а это философы элейской школы и, прежде всего Зенон,

вскрыли в своих апориях объективные про­тиворечия, присущие движению,

пространству, времени. Но по­скольку любые противоречия считались

недопустимой анома­лией, ошибкой логического рассуждения, то вскрытые

противо­речия были объявлены видимостью, порождаемой несовершенством

чувственного познания. А по своей сути постигаемый разу­мом мир лишен и

движения, и многообразия.

Аналогичный ход рассуждения у Канта: попытка разума по­стичь вещи в себе

приводит к антиномиям, т.е. к неразрешимым логическим противоречиям. По Канту

следует признать бесси­лие разума и непознаваемость мира. Гегель же с этим не

согла­сен: вскрытые противоречия свидетельствуют не о бессилии ра­зума, а о

его мощи. Антиномии не тупик, а путь, ведущий к истине. «Так как каждая из

двух противоположных сторон со­держит в самой себе свою другую и ни одна из

них не может быть мыслима без другой, то из этого следует, что ни одно из

этих определений, взятое отдельно, не истинно, а истинно лишь их единство.