Смекни!
smekni.com

Эмпирическая философия Нового времени Бэкон, Гоббс, Локк (стр. 2 из 2)

3. Естественнонаучный материализм М.В. Ломоносова

Основоположником естественнонаучного материализма в России был М.В.Ломоносов (1711 -1765). Главное внимание он уделял вопросам исследования природы и движения. Вел борьбу против идеализма. Критиковал идеалистическое учение Платона. Считал, что религия сдерживает развитие науки. Великой заслугой М.В.Ломоносова было то, что он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, выступил против мистицизма и идеализма. Наука должна опираться на факты, наблюдения и опыты, а не на трактат Священного писания. Естествоиспытателям не следует пренебрегать теоретическими обобщениями и философскими выводами. Философским надо считать только то познание, которое имеет дело с "натурой" (природой) и вскрывает происходящие в ней изменения. Философия доказывает, писал М.В.Ломоносов, что "ничего не происходит без достаточного основания".

В труде "О тяжести тел и об извечности движения" М.ВЛомоносов доказывает вечность, несотворимость и неуничтожимость движения, неразрывность материи и движения. Хотя материализм был в целом механистическим, однако в его философии имеются элементы диалектики, которые нашли отражение в учении об эволюции природы. В труде "Первые основания металлургии, или рудных дел" (1763) проводится мысль о том, что природа, ее растительное и животное царство и весь видимый мир подвержены постоянному изменению и переменам. Эти изменения происходили "несчетное множество крат" в прошлом, они происходят в настоящем и будут совершаться в будущем. М.ВЛомоносов утверждал, что Земля значительно древнее, чем учит церковь. Он говорил о беспредельности миров, высказывал смелое предположение о возможности жизни на других планетах. Ему принадлежит научная заслуга в открытии в 1761 г. "знатной атмосферы" вокруг Венеры. В теории познания М.В.Ломоносов также придерживался материалистических принципов. Исходным началом знания он считал чувственные восприятия, перерабатываемые затем разумом в понятия и идеи. Все изменения в органах чувств он объяснял воздействием на человека окружающих его предметов. Понятия и идеи отвлечены от действительности. Идеи он делил на простые и сложные. Первые состоят из одного представления, вторые — "из двух или многих, между собой соединенных". М.В. Ломоносов не отрицал роли воображения в познании действительности, но советовал не увлекаться им, стремился согласовывать воображение с действительностью, опытом. Один опыт ставил выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. Вместе с тем он видел ограниченность опытных знаний, когда они не подкрепляются рациональным обобщением, теоретическими выводами. "Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берут с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не могут достичь лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться им, что видит или постигают при помощи остальных чувств". Большое значение М. В. Ломоносов придавал научным гипотезам, ибо они одно из средств познания законов мировоззрения. Гипотезы доказывал он, "дозволены в философских предметах и даже пред-вга ал я ют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин". Итак, материалистическая философия М.В.Ломоносова, опиравшаяся на достижения естествознания, хотя в основе своей и была еще механической, заключала в себе идею развития. Она явилась достижением русской и мировой философской мысли XVIII вв. и оказала плодотворное влияние на последующее развитие философии.[3]

Список литературы

1.Введение в философию. М-: Политиздат, 2009.- Т. 2. -243 с.

2. Мир философии. М.: Политиздат, 2007.-Т. 1. - 244 с.

3. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 2003.

4. Мир философии. - М.: Политиздат, 2009. Т. 2- 113 с..

5. Бытие и материя. Философское понимание природы // 2006. -157 с.


[1]Введение в философию. М-: Политиздат, 2009.- Т. 2. -243 с.

[2]Мир философии. М.: Политиздат, 2007.-Т. 1. - 244 с.

[3]Бытие и материя. Философское понимание природы // 2006. -157 с