Теория познания и философия науки как специализированные области в России начали развиваться сравнительно поздно, с 80-х годов XIX века, чему было несколько причин: 1) традиционное доминирование антропологической и социально-этической проблематики, отодвигавшее вопросы познания на второй план; 2) гораздо более позднее по сравнению с западноевропейской традицией развитие самой науки; 3) долгое отсутствие университетской академической среды, где в основном обсуждаются подобные проблемы. Последнее обстоятельство связано с отсутствием в российских высших учебных заведениях XIX века профильных кафедр: изучение философии входило в программу обучения только духовных семинарий и было представлено соответствующим религиозному видению образом. В русской философии XIX века основные тенденции гносеологических исследований можно отнести за счёт влияния и распространения идей западной философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Можно говорить о русском кантианстве, русском шеллингианстве, русском гегельянстве. То, что русские философы наиболее интенсивно резонировали идеи немецкой культуры, позволяет говорить об особом характере взаимодействия, обнаруживающем ряд сходных черт. Философские идеи Канта ассимилировались преимущественно в духовно-академической среде, высокую оценку получило прежде всего то, что Кант поднял общий уровень философского мышления, внёс значительный вклад в научную методологию. Роль Шеллинга в русской философии и культуре вообще уникальна, так как, по общему мнению исследователей, в России он добился гораздо большего признания, нежели у себя на родине. Большое его влияние объясняется значительной роли, которая у Шеллинга отводится этической и эстетической проблематике. Гегельянство, составив идеологическую основу западничества, инициировало разработку диалектической методологии научных исследований. Истоками русской философии науки во второй половине XIX века является позитивистская программа Огюста Конта, поддержанная русским мыслителями Б.Н. Чичериным, А.И. Смирновым, Д.А. Столыпиным. В своей программной работе «Положительная философия и единство науки» Б.Н. Чичерин (1828-1904) провозгласил главной задачей философии открытие обобщающих законов разума и природы и поиск их эмпирического обоснования.
В процессе адаптации и переосмысления западных идей возникает и своё самобытное истолкование процесса познания. Традиционное для русской философии внимание к нравственной и эстетической проблематике находит своё отражение в разработке «этической гносеологии» И.Д. Менделеевым, метрологом, сыном знаменитого русского химика. Познание, согласно данной концепции, не замкнуто миром явлений, а имеет этическую нагрузку, это вид человеческой деятельности, который регулируется нравственными идеалами и нормами. Познавательные идеалы в конечном итоге укоренены в идеалах нравственных: например, формально-логические ошибки есть в то же время нарушение моральных норм, ориентация на принцип единства и простоты – стремление к единственно нравственному варианту научной методологии.
Наиболее весомым методологическим направлением русской мысли можно считать сформированную в начале ХХ века тектологию А.А. Богданова (1873-1928) – проект науки о «всеобщей организованности». Организованность, по мнению Богданова, есть всеобщая вселенская метавеличина, пронизывающая как мышление, так и бытие: если мыслящий человек организует неразумную материю, то и само его организующее мышление, в свою очередь, подчинено всеобщим законам организованности. Мир рассматривается Богдановым как поле коллективного труда, где сталкиваются активности человека и стихийные сопротивления природы; разнообразнейшие сочетания этих активностей-сопротивлений образуют системы, которые, бесконечно, комбинируясь, изменяются и развиваются. Все задачи и цели человека сводимы к организации, т.е. построению оптимальных структур. Тектология во многом предвосхитила многие идеи кибернетики, синергетики, теории систем, и в настоящее время переосмысление богдановских идей на фоне новых научных реалий находится в центре внимания многих научных направлений.
Приоритет в области разработки философских исследований техники и технознания также можно отнести на счёт нашей отечественной традиции. Термин «философия техники» впервые был употреблён русским инженером П.К. Энгельмейером (1855-1942), написавшим работу с одноименным названием и разработавшим программу психологии технического творчества. Присущий русской традиции антропологизм просматривается и здесь: техника рассматривается как специфический человеческий способ отношения к миру, переход от приспособления к окружающей среде к активному созданию искусственной среды. В разработке философского осмысления техники внес свой вклад также П.А. Флоренский (1882-1937), развивавший концепцию человека как homofaber(человека умелого), а технических приспособлений как органопроекций – дополнительных органов, т.е. приспособлений к окружающей среде. Изучение организмов есть ключ к техническому изобретению, которые являются, в свою очередь, ключом к нашему самопознанию.
В ряду самобытных и неповторимых явлений русской философской мысли особое место занимает русский космизм, связанный с именами Н.Ф. Фёдорова (1829-1903), В.И. Вернадского (1863-1945) и К.Э. Циолковского (1857-1935). Отправным пунктом в формировании данной традиции является понимание мира как упорядоченной гармоничной структуры, убеждённость в наличии смысловой установленности Вселенной как одушевлённого целого и определённой, космической по своей сути, миссии человека. На первый план выдвигается практическое, деятельностное начало человека, которое в идеале должно быть направлено на гармонизацию взаимоотношений с миром. Наряду с этим для большинства представителей данного направления характерно принятие эволюционизма, отчётливое тяготение к началам органического мировосприятия. В целом русский космизм представляет собой чрезвычайно многоаспектное явление, и существует множество его классификаций. Различают религиозный и естественнонаучный космизм, выделяют также поэтически-художественную его ветвь. Религиозные космические искания представлены прежде всего в проекте Общего дела одного из самобытнейших русских мыслителей Н.Ф. Фёдорова, главная тема и замысел которого – преодоление смерти. В ней, по его мнению, заключено всё зло мира: вражда, войны, жестокость, несправедливость, неравноправие – всё в конечном итоге сводимо к смерти. Изменение сложившейся ситуации возможно только через глобальное космическое преобразование науки, искусства, религии, политики и экономики в самом их существе, на новой духовной основе, стремящейся к восстановлению умершего, бывшего, а не рождению нового, подверженного смерти. При всей экзотичности данной концепции, идеи Фёдорова оказали немалое влияние на развитие русской философии, отчасти отразив серьёзный духовный кризис конца XIX – начала ХХ веков. Естественнонаучный вариант космизма представлен, главным образом, концепцией В.И. Вернадского, которую часто характеризуют как геологизацию, т.е. придание всеобщего планетарного масштаба трём областям знания – химии, биологии и социологии. Центральным понятием является ноосфера (букв. – сфера разума) – понимаемая на глобальном космическом уровне разумная деятельность человека.Эта деятельность приобретает планетарное значение и требует интегрального, целостного переосмысления в составе единого целого биосферы. Главная задача человечества видится в переустройстве научно-технической и вообще интеллектуальной деятельности с учётом эволюционных космических аспектов.
После революции 1917 года русская философская мысль оказалась представлена в двух ипостасях: русской эмигрантской и советской. В рамках первой из них развивался русский экзистенциализм (см. ранее), главными представителями которого являются Н.А. Бердяев (1874-1948) и Л.И. Шестов (1866-1938). Также вошла в историю концепция евразийства – идейного и общественно-политического движения русской эмиграции, пытавшегося осмыслить причины февральской и октябрьской революций и найти пути преобразования большевистской власти. Духовной основой евразийской теории послужили славнянофильство и теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, подчёркивающая восточные корни русской духовности, помогающие противостоять агрессии западного мышления. Начало евразийской концепции положила книга Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», кроме него, видными представителями считаются П.Н. Савицкий (1895-1968), Г.В. Флоровский (1893-1979) и др. Наряду с критическим осмыслением результатов обеих революций и предсказаний скорого краха большевизма, в евразийстве есть попытка осмыслить новую историческую миссию России в свете текущих событий: «в русском костре воспламенилось новое русское вдохновение, и всё человечество пройдёт по путям, проложенным Россией». Идейный распад евразийского движения, во многом обусловленный его метафизичностью и эклектизмом, пришёлся на 30-е годы ХХ столетия.
В качестве основных тенденций развития философии в советский период можно назвать 1) историко-философскую проблематику (В.Ф. Асмус (1894-1975), А.Ф. Лосев (1893-1988); 2) теорию познания (М.К. Мамардашвили (1930-1990), Э.В. Ильенков (1924-1979)). Традиционная для русской философской мысли культурно-антропологическая и религиозная проблематика, развитие которой носило в данный период проблематичный характер, представлено кругом М.М. Бахтина (1895-1973), сочинениями Г.Г. Шпета (1879-1937), И.А. Ильина (1883-1954) и др. Современные философские искания направлены во многом на переосмысление русских традиций, развитие которых было искусственно прервано октябрьской революцией: изучается творческое наследие А.А. Богданова и И.Д. Менделеева, экономическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова издаётся альманах «Философия хозяйства», разрабатывающий идеи С.Н. Булгакова применительно к современным экономическим и научным реалиям, и т.д.