Государство по Бодену «есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». И, таким образом, ячейкой государства является семья, а возникает оно посредством договора, и высшая ее цель в том, чтобы, гарантируя мир внутри общества и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов.
Крупнейший вклад Бодена в политико-правовую теорию - в разработке проблемы суверенитета государства. «Суверенитет, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)... означающим высшую власть повелевать». Суверенная власть есть также власть единая. В том смысле, что ее прерогативы принадлежат только ей и она не может и не должна их делить с кем-либо, допускать каких-либо органов, которые стояли бы над нею или рядом. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета - издание законов (но не создание права), решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве суда высшей инстанции, помилование. Суверенная власть должна соблюдать ряд условий: блюсти божественные и естественные законы, не вмешиваться в дела семьи, соблюдать принцип веротерпимости, не взимать подати без согласия подданных. Должностные лица осуществляют свои действия только по поручению суверена.
На вопрос где коренится, как проявляется суверенитет у Бодена ответ таков: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как это может сделать собственник, желающий кого-либо одарить». «Один из граждан» - это монарх.
При этом, по Бодену, монарх предпочтительнее, т.к. там, где властвует один (во Вселенной - бог, на небе - солнце), там порядок. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один). В демократическом государстве много законов и властей, дело в упадке; народ - «зверь многоглавый и лишенный рассудка» - не может постановить что-нибудь хорошее. В аристократии, где власть принадлежит коллегии знатных, «умных людей» среди них мало, она действует недостаточно энергично, принятие решений связано с раздорами и борьбой группировок.
По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные (подданные повинуются законам суверена, а суверен - законам природы), сеньоральные (суверен силой оружия становится обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей), тиранические (суверен, поправ законы, распоряжается людьми, как рабами, а их собственностью - как своей). Лучшим является государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным является монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив».
В XVI веке обозначились правовые и политические основы гражданского общества. Во-первых, утвердилась идея равенства людей, лежащая в основе новых политико-правовых концепций и массовых религиозно-политических движений. Во-вторых, после эпохи Древнего Мира государство вновь стало рассматриваться как общественное явление, не только самостоятельное по отношению к церкви, но и даже имеющее превосходство над ней. В-третьих, политико-правовая идеология основывалась на рационалистической методологии, а не на св. писании. Многие программные идеи XVI века получили развитие в политико-правовой идеологии последующих веков.
С XVIII века начинается революционное низвержение феодализма. Первыми революциями были Нидерландская (1566-1609 гг.) и Английская (1642-1649 гг.). Идеологическим знаменем их был протестантизм. Кальвинисты, объединенные общностью интересов, стремились освободиться от гнета и посягательств на их жизнь и свободу дворянских государств и католической церкви.
1. Политико-правовые учения в Нидерландах
Нидерландская революция не привела к решительному искоренению феодальных порядков. Однако завоевание независимости и провозглашение республики создавали условия не только для бурного развития экономики и культуры, но и политической мысли. Классическим воплощением нового мировоззрения стала теория естественного права и общественного договора. Крупнейший вклад в разработку этих доктрин внес Г. Гроций (1583-1645 гг.) в работе «О праве войны и мира. Три книги» (1625г.).
Исходный пункт политико-правовой доктрины Г. Гроция - природа человека, его социальные качества. Она основывается на признании того, что все люди равны от природы, от рождения, т.е. изначально и наделены естественными страстями, разумом, стремлениями, правами. Следовательно, законы природы определяют естественное право и ему должно соответствовать позитивное, волеустановленное право. И таким образом, право основывается не на воле бога, а на природе человека.
Качество, отличающее людей от животных, выражается в стремлении к мирному общению, согласованному с требованиями разума. Это природное стремление к общению и есть источник права, не зависимый от действующих положительных правовых норм. Человек наделен не только стремлением к общению, но и разумом и, следовательно, осознает, что согласно со стремлением к общению, а что противоречит ему. И поэтому право понимается как соответствующее природе справедливое действие. Гроций различает естественное и волеустановленное право. Естественное право основано на человеческом разуме, его требования (предписания) направлены на обеспечение справедливости: воздержание от чужого имущества, возвращение чужой вещи, возмещение выгоды и причиненного ущерба, соблюдение обещаний, воздаяния людям наказания. Волеустановленное право должно соответствовать естественному и делится в свою очередь на человеческое и божественное (предписания церкви) право. Т.о. исходная и стержневая категория его доктрины есть отношение справедливости и естественного права, их тождественность