Смекни!
smekni.com

Раннее Новое время (стр. 5 из 6)

Для того чтобы покончить с состоянием «войны всех против всех», люди, путем взаимной договоренности, отказываются от естественного права «делать все для самосохранения» и передают его отдельному человеку или собранию людей. Так возникло государство как «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты».

Первоначально Гоббс источником власти считал договор между подданными и правителем, который не может быть расторгнут без согласия сторон. Однако в ходе революции приводилось немало фактов нарушения королем взятых обязательств. И тогда Гоббс сформулировал иное понятие общественного договора: каждого с каждым, где правитель вообще не принимает участия, а значит и не может его нарушать. И таким путем были изъяты основания для расторжения договора. Заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции.

Гоббс различает государства в зависимости от путей возникновения. Появившиеся в результате добровольного соглашения, он относит к основанным на установлении или к политическим государствам, а, появившиеся в результате физической силы - на приобретении. Его симпатии на стороне первых. Он признает только три формы государства: монархия, народоправство, аристократия. Они различаются пригодностью к осуществлению той цели, для которой были установлены. Глубинные симпатии- на стороне неограниченной монархии: «право наследования придает государству искусственную вечную жизнь». Но цель государства (безопасность граждан) достижима не только при абсолютной монархии: «Там, где известная форма правления уже установилась, не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует... считать наилучшей существующую». Если государство распалось, то право свергнутого монарха сохраняется, а обязанность народа исчезает: он вправе искать нового защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам свергнутого короля: «солдат может искать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом обязать себя в подданство новому господину».

Но в любых формах государства власть суверена всегда абсолютна, безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе представить. Суверен ничем не связан, в том числе гражданским законом. Он сам издает и отменяет их, объявляет войну и заключает мир, судит и милует, назначает должностных лиц. Его прерогативы неделимы и непередаваемы. «Делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». Власть суверена есть фактически его монополия на жизнь и смерть подвластных.

Абсолютная власть относилась по Гоббсу к области публичного, политического права. У народа по отношению к верховной власти есть только обязанности, прав нет, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить. Однако в области частного права подданным должна быть предоставлена широкая правовая инициатива, система прав, свобод и гарантий.

Отсутствие прав у народа к суверену Гоббс толкует как правовое равенство людей в их взаимных отношениях, которые гарантирует король: незыблемость договора, защита в суде, равные налоги, обеспечение частной собственности. Рассуждая об отношениях подданных между собой, он обосновал ряд конкретных требований в области права: суд присяжных, право на защиту, соразмерность наказания преступлению и т.д.

Таким образом, Гоббс обосновывал гражданское общество, «учредителем» которого и гарантом является авторитарная неограниченная королевская власть, фактически тоталитаризм.


В целом позиция Гоббса была реалистична. Он, в частности, утверждал, что если власть утрачивает способность гарантировать безопасность подданных, ради чего она и была создана, то она теряет и право на их верность. Это ничего не имеет общего с идеей сопротивления неправедной власти, которая никогда не может быть оправдана. Но неоднократная смена им политической ориентации не делали ее благородной. По словам Лейбница, Гоббс «написал чудовищную книгу». После реставрации Стюартов и смерти Гоббса, его сочинения в Англии были запрещены.

Революционные события 1642-1649 гг. завершились провозглашением Англии республикой и установлением протектората Кромвеля. После его смерти произошла реставрация Стюартов (1660 г). Но в 1688 г. в результате « Славной революции» Стюарты были свергнуты, в Англии образовалась конституционная монархия. Политико-правовые итоги революции теоретически обосновал английский философ Джон Локк (1632-1704) в работе «Два трактата о правлении» (1690). Концепция Локка подводила итог предшествующего развития методологии и содержания теории естественного права, а программа его доктрины содержала важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

О возникновении государства. До появления государства люди пребывали в естественном состоянии - «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью». Здесь господствует «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Каждый обладает естественными правами, к которым относится собственность: право на индивидуальность, на свои действия, на свой труд и его результаты. Собственность, по Локку, «то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью».

В естественном состоянии все равны, свободны и имеют собственность, царит мир и доброжелательность. Законы природы предписывают мир и безопасность. Естественное право предполагает, что каждый охраняет свои интересы. Но здесь нет гарантий, отсутствует неотвратимость наказания. К тому же нет одинакового толкования естественных законов, т.к. «закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей».

И тогда для гарантий естественных прав и законов, люди отказались от самостоятельного их обеспечения и заключили общественное соглашение. Гарантом стало государство - совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. Государство образуется для достижения «великой и главной цели» политического сообщества - каждый мог реализовать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободы и собственность. Оно имеет право издавать законы, использовать силы общества для их применения, ведать отношениями с другими государствами. При этом Локк акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа». Строя государство люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который передают государству. В отличие от Гоббса у Локка о тотальном отказе от естественных прав речи нет. Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы (пределы) власти и действия государства, преступить которые ему не разрешено. В противном случае, а так же если будет тираническое правление, народ вправе «пересмотреть соглашение».

Главная опасность свободе людей кроется в привилегии власти. Абсолютная монархия по Локку - один из случаев изъятия носителя власти из-под власти закона. Абсолютная монархия - всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав, над ней нет законов. А это нарушает главный принцип Локка: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Гарантия и воплощение свободы - равный для всех, общеобязательный и постоянный закон и разделение властей.

Ратуя за режим законности, Локк настаивал на положении: кто бы ни обладал верховной властью, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». При этом законы должны выполняться. Такая позиция Локка предвосхищала идею «правового государства».

Реализация «главной и великой цели» непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные полномочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами.

Высшая (но не абсолютная) власть принадлежит законодательному органу, представительной системе, избираемой и ответственной перед народом. К этой власти Локк относил и деятельность судей (согласно английскому праву, одним из его источников является судебная практика). Законодательный орган не должен заседать долго, иначе велик соблазн создать выгодные для себя законы (осуждение «Долгого парламента»).

Исполнительная власть (правительство во главе с монархом) законодательной властью не обладает. Монарх может распустить парламент, наложить вето, обладает правом законодательной инициативы. Не имеет права препятствовать созыву парламента. Это является основанием к его низложению.