Смекни!
smekni.com

Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем (стр. 124 из 127)

Начавшееся в эпоху Возрождения, а затем Нового времени оживление социально-экономической жизни Европы было связано с зарождением и началом развития капиталистического производства. Последнее еще больше подняло значимость естественного богатства предметами труда.

Технический прогресс неизбежно должен был привести к смене господствовавших ранее ценностных ориентаций. Возникает тенденция к усилению утилитарного отношения к природе. Формируется установка на господство над природой, которая, в свою очередь, оказывает растущее воздействие на развитие технического освоения природной действительности, способствует осознанию необходимости союза науки и техники. Наиболее отчетливо новое отношение к природе выразил английский философ Ф. Бэкон. Методология «естественной философии», разработанная Бэконом, как нельзя лучше отвечала потребностям зарождавшегося капитализма, ибо провозглашала целью науки и техники установление господства над природой. Идея о том, что природа должна стать объектом интенсивной преобразовательной деятельности соединялась у Бэкона с мыслью о безграничных возможностях человека, который способен превратить «знание в силу».

Такое преобразовательно-потребительское отношение к природе стало характерным не только для капиталистического общества, в котором, по словам французского ученого Ф.Сен-Марка, «охранять природу почти невыгодно для ее владельца; разрушая ее, он часто получает огромную прибыль». Ряд государств, пытавшихся в ХХ веке выстроить иной путь социально-экономического развития, получивший название социалистического, не избежали тех же проблем и такого же отношения к природе, как и страны капитализма. В СССР официальным лозунгом государственной технико-экономической политики стало высказывание, приписываемое известному биологу-селекционеру И.В.Мичурину: «Мы не можем ждать милостей у природы. Взять их у нее – наша задача». Считалось, что преобразовательная деятельность человека в природе не должна знать никаких пределов и ограничений. Амбициозные проекты «покорение природы» (от печально известного «Сталинского плана преобразования природы» и до, к счастью неосуществленного, проекта поворота северных рек Сибири в сторону среднеазиатских республик), реальная практика промышленного развития, пренебрегавшая экологически чистыми технологиями, сырьевой характер хозяйства, существующего в значительной мере за счет добычи нефти, газа и иных природных ресурсов, грандиозные техногенные катастрофы, наносившие огромный ущерб людям и окружающей среде, отнюдь не свидетельствовали о какой-либо гармонии между обществом и природой в условиях социализма.

Практически до конца XIX века масштабы и темпы технической деятельности человека были еще сравнительно невелики и эта деятельность вносила относительно небольшие, локальные изменения в природную среду. Окружающая природа в ходе естественных процессов саморегуляции справлялась в той или иной мере с отрицательными техногенными влияниями, успевала приспособиться к вносимым в нее возмущениям. Однако возрастание в ХХ столетии технической деятельности человека до глобальных масштабов, значительное увеличение ее мощи и резкое ускорение ее развития сделало возможности самовосстановления природной среды явно недостаточными.

«Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы не задумываясь вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями».

Современная эпоха характеризуется возникновением и быстрым углублением глобального экологического кризиса.

72. Философские проблемы синергетики

Представление о том, что все предметы и явления в мире яв­ляются системами различных видов сложности, легло в основа­ние философского принципа системности, объединяющего и син­тезирующего идеи системности, целостности, всеобщности связей и отношений, специфики соотношения части и целого, причин и условий изменения структуры системы и т.д.

Идея системности и целостности была имманентна размыш­лениям античных философов о проблемах соотношения части и целого, единства и множественности, а также в той или иной мере она рассматривалась в философии Нового времени. Философы, особенно рационалисты, строили свои философские учения в виде системы, а потому говорят о философской системе Спино­зы, Лейбница, Канта, Гегеля и т.д. С середины XIX века принцип системности был применен в социальной философии, рассмат­ривающей общество как «органическую систему» (например, теория общества Маркса).

В системной методологии основным является понятие «сис­тема», которым обозначается целостный комплекс взаимосвязан­ных элементов, целостно внутренне организованных, как функци­онально, так и на основе неких закономерностей, таких, например, как осуществление процессов управления на основе различных ти­пов целеполагания. Каждая система является элементом системы более высокого порядка, а потому можно говорить об иерархич­ности систем. В нашей стране системная методология разрабаты­вается В.Н.Садовским, И.В.Блаубергом, Э.Г.Юдиным, которые выяснили специфические характеристики систем по сравнению с неорганизованными в систему совокупностями, а также клас­сифицировали системы на органические и неорганические. Органические системы – сложное саморазвивающееся целое, ха­рактеризующееся (а) наличием структурных и генетических свя­зей, координации и субординации элементов; (б) порождени­ем особого свойства целого из свойств элементов и наоборот; (в) наличием у элементов системы определенного числа сте­пеней свободы, что обусловливает, вероятностный характер процессов управления системой. Неорганические системы – это менее сложное, по сравнению с органической системой об­разование, характеризующееся отсутствием тесной связи между системой как некоей целостности и ее элементов, которые мо­гут существовать самостоятельно и даже в своей активности пре­восходить активность системы. Изменения целого могут не со­провождаться изменениями элементов.

Начавшееся в начале 70-х гг. XX века изучение сложно орга­низованных неравновесных систем, привело к созданию прин­ципиально новой теории самоорганизации систем – синергети­ки (греч. Synergeia– сотрудничество, содружество). Термин «синергетика», использовавшийся христианским богословием для обозначения со-работничества Бога и человека, был введен в научный обиход Г.Хакеном. Синергетика изменила существу­ющие ранее представления о системах и их развитии, что повли­яло на методы и стратегию научного поиска, вызвало изменение парадигмы современного естествознания. Н.Н.Моисеев и Э. Тоффлер приписывают синергетике статус новейшей научной рево­люции.

Синергетика стала исследовать самоорганизацию нелиней­ных динамических «сильно неравновесных» систем. Анализ их поведения «вдали от равновесия» обнаружил, что системы при­обретают принципиально новые свойства и начинают подчи­няться особым законам. Все процессы и явления в природе связаны постоянным обменом веществом, энергией, инфор­мацией с окружающей средой, что неизбежно делает их не­равновесными.

Кратко изложим суть синергетических открытий.

1. Неравновесные системы превалируют в природе, а потому «мы живем в мире неустойчивых процессов» (И. Пригожин). На всех уровнях структурной организации бытия именно неравно­весность является условием и источником возникновения по­рядка. Самопроизвольная самоорганизация материи возможна только в неравновесных системах.

2. При сильном отклонении от равновесной ситуации, когда флуктуации (нарушения, возмущения) вызывают случайные от­клонения параметров системы от их среднего значения, возни­кают диссипативные (диссипация – рассеяние энергии) систе­мы и структуры. Их специфические характеристики таковы: (а) принципиальная открытость, т.е. наличие постоянного обме­на веществом, энергией, информацией с окружающей средой, что является своего рода обменом беспорядка (хаоса) на по­рядок. Поэтому любая сложная система по определению не является равновесной. Если в классической термодинамике тепловое рассеяние считалось источником беспорядка, то в си­нергетике диссипация – источник порядка; (б) реагирование на факторы, которые в равновесном состоянии система восприни­мала как индифферентные. Например, в сильно неравновесных состояниях химические реакции оказываются восприимчивы к гравитации; (в) наличие кооперативных взаимодействий на мик­роуровне: если в равновесном состоянии системы молекулы ве­дут себя независимо от других молекул, как бы «не замечая» их присутствия, то в неравновесном у молекул появляется способ­ность «видеть» не только своих соседей, но и всю систему в це­лом. Такие изменения поведения молекул влияют на простран­ственно-временные макрохарактеристики систем. Название «синергетика», введенное Хакеном, в немалой степени было обусловлено фактом кооперативного взаимодействия молекул, хотя сам Г. Хакен писал: «Я назвал новую дисциплину «синерге­тикой» не только потому, что в ней исследуется совместное дей­ствие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизаций, необходимо кооперирование многих различных дисциплин»; (г) необрати­мость во времени процессов формирования системы, что позво­лило различать состояния системы в настоящем, прошлом и бу­дущем, т.е. признавать эволюцию всех, а не только живых систем.