Смекни!
smekni.com

Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем (стр. 125 из 127)

Но следует отметить, что первый важный шаг в осознании того факта, что время является существенным параметром физичес­кой картины мира, был сделан еще в XIX веке вторым началом термодинамики, согласно которому Вселенная идет к тепловой смерти и повернуть время вспять, чтобы воспрепятствовать воз­растанию энтропии, невозможно: (д) наличие аттрактора (лат. attractio– притяжение), т.е. финальной цели-состояния, направ­ляющей эволюцию системы и «гарантирующей» стабильность состояния порядка. То состояние самоорганизации системы, когда аттрактор еще не сформировался, называется хаосом, ко­торый на микроуровне является силой, способствующей пере­ходу системы в нелинейный режим. Порядок рождается из хао­са, который выполняет конструктивную роль в процессе выхода системы на один из аттракторов. Сам хаос обладает сложным, внутренним порядком, а потому его противопоставление поряд­ку не может быть абсолютным. Идея «порядка из хаоса» вызы­вает идеологические споры, вызванные обоснованными опасе­ниями, что «индустриально развитые страны могут по своему усмотрению вызвать хаос в нужной точке планеты, чтобы уста­новить тот порядок, который им нужен» (К. X. Делокаров); (е) нелинейный характер описывающих поведение систем диффе­ренциальных уравнений, которые в отличие от дифференциаль­ных уравнений, носящих линейный характер, имеют более чем один тип решения.

3. При критическом изменении главных параметров системы она достигает некоторого «порога» устойчивости, за которым (если не произошло разрушения системы) открывается несколь­ко возможных путей развития. Этот «порог» называется точкой бифуркации (англ. fork - вилка). В ней траектория развития сис­темы разделяется на равно возможные «ветви» дальнейшего дви­жения системы, из которых осуществится только одна: происходит выбор системой одного из возможных вариантов разви­тия. За «выбор той ветви, которая возникнет после точки бифур­кации», ответственны «флуктуации на микроскопическом уров­не». Они «определяют то событие, которое произойдет», сами же флуктуации «являются следствием индивидуальных дей­ствий» (И.Пригожин). Н.Н.Моисеев проинтерпретировал би­фуркационный переход как «быструю, коренную перестройку характера развития системы», смену ее пространственно-времен­ной организации. Бифуркация, как считает Пригожий, являет­ся (а) источником инноваций эволюционного развития систе­мы, а это означает, что «природа созидательна на всех уровнях ее организации»; (б) точкой максимальной чувствительности сис­темы к любым внешним и внутренним воздействиям: вблизи нее даже самые незначительные флуктуации того или иного пара­метра могут сдвинуть систему в совершенно новом направлении развития, что демонстрирует неустойчивость нашего мира. Это приводит, писал Пригожин, к «концу Определенности» (так на­зывается его последняя книга).

4. Бифуркационный переход обусловливает нелинейность, т.е. многовариантность, альтернативность эволюции системы, а по­тому «будущее не дано нам заранее» (И.Пригожий), его нельзя просчитать, опираясь на принципы детерминизма. В выборе системой пути дальнейшего развития неизбежно присутствует элемент случайности, которая приобретает в синергетике фун­даментальный статус. Эволюция в этом контексте предстает как процесс последовательных бифуркационных переходов, в кото­рых господствует элемент случайности, аналогичный бросанию игральной кости.

Но, как известно, синергетика сформулировала свои основ­ные принципы в ходе изучения неравновесных процессов в тер­модинамике. Можно ли эти принципы применять к изучению общества? Сам Пригожий выступает против редукции (сведения) гуманитарных наук к физике, но при этом считает, что изучение общества как сложной системы допускает применение синергетической метафоры: «событие представляет собой возникновение новой социальной структуры после прохождения бифурка­ции», а «история является последовательностью бифуркаций». Всякая же бифуркация «влечет за собой и позитивные сдвиги, и определенные жертвы», что можно проиллюстрировать на при­мере любой революции. Социально-историческое событие имеет «микроструктуру», где и происходят флуктуации, вызванные индивидуальными действиями людей. Поэтому, как пишет Пригожин, «мир есть конструкция, в построении которой мы все можем принимать участие».

Синергетика существенным образом повлияла на фило­софскую мысль, эпистемологию, мировоззрение, так как (а) по­требовала от них осмысления понятий «порядок и хаос», «суще­ствование и возникновение», «открытость», «сложность», «случайность» и др. Уже само название ряда работ Пригожина и других авторов – «От существующего к возникающему», «По­рядок из хаоса» – включают термины, не являющиеся общепри­нятыми в науке; (б) придала онтологический статус многообра­зию, в то время как в европейском типе рациональности всегда господствовала онтология Единого, что привело к необходимо­сти расширения смысла рациональности; (в) сформулировала новую поведенческую установку для индивида и социума: «че­ловек должен научиться жить в этом нестабильном, неопреде­ленном, сложном и открытом мире», ибо «один неосторожный шаг – и он сорвется в бездну. Одно необдуманное действие – и человечество может исчезнуть с лица Земли» (Н.Н.Моисеев).

73. Глобальные проблемы современности. Причины их появления и пути разрешения.

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

• Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.

• Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

• Ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития.

• Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.

• Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами "развивающимися", между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др. Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым "глобальным проблемам", которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед тем или иным государством, тем или иным обществом. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.

Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям. Не случайно академик В.И. Вернадский связывал развитие цивилизации с созданием ноосферы - новой, высшей стадии биосферы, обусловленной производственной деятельностью человека разумного.

Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы.

Экологические проблемы

Экологические проблемы в настоящее время имеют, пожалуй, первостепенное значение для человечества. Суть их в том, что в последние годы все более и более отчетливо обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человека и природной средой его обитания. Эта деятельность человека приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной "тепловой смерти". Рост материального производства влечет за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, а также атмосферы Земли, истощение ее озонового слоя, исчезновение лесов, сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и др.

Расчеты ученых, объединенных в международную организацию "Римский клуб", показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью.

А так как человек является биологическим видом, то, как и любой биологический вид, он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях (вспомните о динозаврах и мамонтах).

Экономический прогресс до недавнего времени достигался за счет экологического регресса. Одной из причин противоречия между экономикой и экологией являлась установка человека на потребительское отношение к природе.

Экологическую катастрофу можно предотвратить, перейдя к разумному природопользованию, преполагающему формирование мышления, основанного на глубоком понимания экологических проблем и высокой ответственности человека за состояние среды его обитания, внедрение в производство безотходных технологий, выроботку четких правовых норм, регулирующих отношение человека и природы.

Война и мир

В конце XX в. впервые в истории человечества проблемы войны и мира стали рассматриваться в контексте его жизни и смерти. Это связано с тем, что уже многие страны получили доступ к ядерному, химическому или бактериологическому оружию. Его применение способно уничтожить все живое на Земле. Атомная бомба, сброшенная США на Хиросиму, унесла 240 тысяч человеческих жизней. Мощность же современного оружия в десятки и сотни раз больше.