Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.
Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных философских проблем. "До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений... или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод"
Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением.
Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией (рефлексия (от поздне лат. reflexion – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок) конкретно-историческое содержание которой определяется уровнем развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания.
4. Философии и наука: единство и отличие познавательных функций.
Сама постановка вопроса о взаимодействии философии и науки исходит из того, что философия и наука представляют собой специфические культурные феномены, не тождественные друг другу. Это важно подчеркнуть, поскольку позитивистское понимание философии еще дает о себе знать. Ученый каждый раз вынужден обращаться к философии, когда сталкивается с задачами, которые он не может решить парадигмальными средствами. Философия обнаруживает себя там, где наука еще невозможна, где не отработаны системы понятий, где нет четко очерченной сферы предметной деятельности.
Характерная черта современного этапа развития науки - постоянное увеличение в ней слоя философской рефлексии, т.е. последовательного стремления к осознанию оснований самой научной деятельности. Философия по отношению к науке выступает в трех основных функциях: 1) функции донаучного познания (попытки рационального истолкования аномальных с позиции парадигмальной науки феноменов), 2) методологической функции (обеспечение поиска средств решения возникающих непарадигмалъных задач), 3) мировоззренческой функции (вписывание полученных научных данных в систему знаний, картину мира). Именно эти функции и определяют формы взаимодействияфилософии и науки.Первая форма: философское мышление предшествует научному исторически и логически. Вторая форма: философское мышление взаимодействет с научным в процессе научного исследования. Третья форма: философское мышление осуществляет посленаучную работу. В рамках этих форм взаимодействия философии и науки удельный вес философских усилий имеет четко прослеживаемую тенденцию к увеличению.
Философская культура предполагает умение разделять собственно философские вопросы и конкретно-научные. В этой связи важно четко демаркировать область философии и частных наук, выявить специфику философии как особой формы общественного сознания. Это позволит лучше уяснить, какие вопросы можно ставить перед философией, а какие нельзя, за что именно она отвечает, а за что нет. Это особенно важно в связи с тем, что до сих пор можно встретить, с одной стороны, неоправданные претензии к философии, объявление ее ответственной за те недостатки и упущения, за которые она не может нести ответственности, а с другой стороны, столь же неоправданные притязания натурфилософского характера со стороны ряда философов.
В данной связи важно сопоставить философское и научное мышление, что позволит выявить их специфику.
– Если научное мышление предметно, встроено в четкие рамки предмета науки, то философское мышление осуществляется на базе сопоставлений, сравнений, переходов из одной предметной области в другую.
– Научное мышление осуществляется в рамках норм соответствующей науки, строго запрограммировано правилами научного исследования (правилами работы в оперативных системах математики, правилами обращения с разного рода символикой, моделями, чертежами и т. д.), философское мышление подчинено правилам логики и здравому смыслу, т. е. запрограммировано не столь строго, как научное.
– Научное мышление осуществляется на базе научных понятий, философское — исходя из философских категорий, которые имеют иной объем, чем научные. Но эта всеобщность, широта философских категорий позволяет с их помощью определять какие-то пути, направления научного поиска в тех ситуациях, когда научные понятия «не срабатывают». При этом, конечно, важно иметь в виду, что философские категории, выступая средством ассимиляции неизвестного, не могут использоваться абсолютно произвольно — они употребляются лишь в определенном поле семантических значений.
– Философское мышление связано с целеполаганием и формированием ценностей, научное реализует уже поставленную задачу, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопрос «почему», а философия — на вопрос «для чего, с какой целью».
– Научное мышление отвлекается от любых проявлений, характеризующих отношение человека к миру, т. е. в рамках науки познаваемая действительность берется в форме объекта. Философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и на процесс его изучения, т. е. отражает определенные аспекты отношения субъекта к объекту. Рефлектируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а так, как она выступает относительно нашего сознания, как представлена в формах мышления. Философия выступает специфической формой общественного сознания, фиксирующей особый вид освоения действительности. Специфичность ее как формы теоретического освоения действительности в том и заключается, что она выступает как приобретшая вид традиции рефлексия.
В силу отмеченных особенностей философское рассуждение в принципе является неспециализированным, непарадигмальным. Именно поэтому философия и выступает интегратором культуры эпохи, ее саморефлексией. Только в ее рамках и можно зафиксировать само существование различных способов освоения мира, выявить их суть, природу (что такое истина вообще, благо вообще, красота вообще и т. д.). Все они выступают как некие основания жизни. Их и фиксирует философская рефлексия. Игнорирование специфичности философии приводит к натурфилософским поползновениям некоторых философов. Но философия не имеет средств для решения частнонаучных задач. Значение философии для развития науки проявляется в мировоззренческом и методологическом плане.
5. Социокультурные предпосылки возникновения философии (Греция, Индия, Китай)
Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. Философская мысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. Для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие.
Во-вторых, философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI—V вв. до н.э., когда там начался процесс классового расслоения общества: разорение общинников и рост экономической и политической мощи I новых земельных собственников и городских богачей.