Смекни!
smekni.com

Диалектика количественных и качественных изменений (стр. 2 из 3)

Релятивность (относительность) абсолютизируется метафизическим мышлением и отрывается от абсолютности. Релятивизм как философское направление считает относительное только относительным и отрицает абсолютность. Существует и абсолютизация абсолютного, отрыв его от относительного. Это тоже метафизическая позиция - догматизм. Имеет место и приписывание качеств абсолютности и относительности разным вещам, отрицание их единства в одной вещи. Это также метафизический отрыв противоположностей друг от друга.

Из единства абсолютного и относительного в мире вещей нет исключений: ничто не существует само по себе, вне отношений. Почему же что-то относительно и абсолютно? Потому, что это что-то принадлежит вещи не вообще, а только в определенном отношении, зависит от этого отношения. То, что существует в определенном отношении, не зависят от других отношений, не обусловлено ими, называется абсолютным. Если же учитывать и другое значение терминов, то можно сказать, что нечто абсолютно и относительно потому, что является полным и неполным, совершенным и несовершенным в разных отношениях, взаимодействиях. В этом единство и противоречие этих противоположностей, Ошибочным является сужение объема категорий абсолютного и относительного. Это проявляется в применении терминов "абсолютное" и "относительное" только к результатам познания, в отрицании абсолютности или относительности некоторых сторон объективного мира (как всеобщих, так и не всеобщих), например, покоя. Чтобы устранить такие ошибки, надо исходить из научного значения этих терминов и из принципа единства и противоречия абсолютного и относительного.

Борьба противоположностей всегда есть борьба в каком-то отношении. За пределами отношения, в котором существует противоречие, имеется единство противоположностей, их тождество, одинаковость, невозможность существования их друг без друга.

В отношении к ровной дороге дорога в горах есть просто нечто единое, противоположности в ней слиты. В этом отношении и только в этом существует единство (тождество) противоположностей. Раздвоение единого существует в отношении к направлению движения. Житель верхнего селения, идя в нижнее, спускается, а житель нижнего - наоборот. Единства уже нет, есть противоречие - спуск исключает подъем, спуск не совместим с подъемом в указанном отношении. Единство противоположностей и в этом случае абсолютно и относительно, борьбе (противоречию) также присущи эти признаки.

Обращение Земли вокруг Солнца по эллиптической орбите есть нечто единое, но это обращение в другом отношении оказывается противоречивым. Единство и борьба обусловлены отношениями и безотносительны к другим системам отсчета.

Борьба противоположностей не является борьбой, существующей вне всякого отношения, т.е. она не только абсолютна, но и относительна. Единство противоположностей присуще им лишь в строго определенном отношении, и это единство является безусловным в других отношениях, т.е. оно не только относительно, но и абсолютно.

Итак, единство противоположностей не следует преувеличивать и приуменьшать. Единство без противоречия на может считаться причиной развития, поскольку является лишь одним из источников развития. Но это же можно сказать о противоречии, т.е. о борьбе противоположностей. Единство противоположно борьбе, а поэтому в нее не входит, не входит и борьба в единство. Они исключают и предполагают друг друга.

Общество развивается в силу действия закона единства и борьбы противоположностей. Надо учиться правильно использовать единство и противоречие в качестве стимулов развития.

Подчеркнем, в условиях нашей страны имеют особое значение единство целей и помыслов тех, кто осваивает ее богатства, единство производства и быта, производства и духовной культуры, единство производственной деятельности, инфраструктуры и охраны природы, единство производственных отношений, обмена, распределения и потребления и т.д.

Знание закона единства и борьбы противоположностей имеет значение одного из фундаментальных оснований продуктивной деятельности, оно относится к методологическим основам исследования природы и социальных процессов и отношений. Этот закон позволяет объяснить, почему есть развитие в мире, показывает всеобщность этого развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Качество - то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга. Предметы, имеющие общий признак, образуют класс (множество). Каждому предмету присущ, свойственен один признак -признак класса. Классы могут состоять из очень многих предметов (класс молекул, например), из немногих, которые могут быть при надобности сосчитаны (классы вузов России, планет солнечной системы), из одного предмета, например, класс самых глубоких озер на Земле). Могут быть даже классы с нулевым объемом. Признак таких классов не принадлежит вещам (классы вечных двигателей, несжимающихся жидкостей и т.п.). Признак есть качество вещи. Качество всеобщее; это значит, что любое свойство есть качество вещи: справедливость, стол, государство, отец и т.п.

Выделим следующие четыре типа качеств (свойств). Первый: качества, существующие во взаимодействии, отношении вещей безотносительно к живым организмам. Такими качествами являются растворимость, время, пространство, электрон и т.п. Второй: качества, существующие лишь в отношении к живым организмам. К числу таких качеств относятся съедобность, польза, вред и т.д. Третий: качества, существующие лишь в отношении к субъекту - личности, социальной группе, человечеству. К ним относится благо, добро, прекрасное, объективное, материальное. Добродетели и пороки, хотя и принадлежат людям, не существуют сами по себе, но являются качествами в отношении к ним. Наконец, четвертый тип -качества идеальных образований (истина, заблуждение, абстрактность и т.д.).

То или иное качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.

Количество - совокупность однородных элементов, образующих данное качество. Зерна образуют кучу, студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или конфедерацию и т.д. Любое качество существует в определенных пределах - мере. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до 100°С, медицина вся наполнена определениями норм здоровья, т.е. мер. Говорят, что все хорошо в меру. Действительно, недостаточность чего-то (внимания, доброты, производительности труда и т.д.) или чрезмерность чего-либо (назойливость, перегрузка при занятиях спортом, педантичность и т.д.) приводит к тому, что качество переходит в иное или не появляется вовсе (отрицание чего-либо становится нигилизмом, легкомыслие - преступлением, внимание - навязчивостью, высказывания без позитивных предложений -демагогией и т.д.). В линейном измерении мера ограничена двумя точками, в объемном - тремя.

Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в отношении к определенной вещи или классу предметов. В отношении к классу К вещь как предмет имеет только качество а, одно качество: в каждом определенном взаимодействии имеет бытие и проявляется одно качество.

Но вопрос, поставленный безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно одинаковы.

Качественное различие есть между ветерком и ураганом, туманом и облаком, рассказом и повестью, животным и человеком, ребенком и взрослым, больным и здоровым, раздражимостью и ощущением в т.д. Но качественного различия и нет между названными предметами. Все дело в отношениях, в которых рассматривается вещь. Серная и соляная кислоты не отличаются по качеству как кислоты, но отличаются, ибо образуют разные соединения и т.п. В качестве товара вещь выступает в системе товарных отношений - и только.

Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь прежней. Вещь, переставшая быть товаром, т.е. изменившая свое качество в определенном отношении, остается по качеству в другом отношении той же самой. Изменение не бывает без покоя, изменение не является кратиловским изменением, т.е. превращением вещи в иное во всех отношениях Путь развития в природе, обществе и сознании – отнюдь не прямая линия.Ее изгибы – это как бы узлы, завязывающие все новые и новые закономерности,«права» которых простираются от одного узла к другому: это «узловатая линия мер» (Гегель). Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а поройи условны. Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного.Непрерывные изменения, т.е. постепенные количественные изменения, и неразрывно связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества обозначаются понятием эволюция. Однако в более широком смысле это понятие применяется для обозначения развития систем, имеющих глобальный характер, например эволюция звезд, эволюция растительного и животного царства, а также самого человека. Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход в новое качество. Утверждение только прерывности ведет к нарушению связи, взаимодействия, а утверждениеобратного, то есть сплошной континуальности (непрерывности), исключает качественный переход. Системы развиваются ритмически и рождение чего то нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений. Основой этого процесса взаимопревращения выступает постепенное накопление количественных изменений в системе, а такжепостоянное качественное обновление ее структурных элементов. Существует многообразие количественных изменений. Это изменение и числа элементов объекта, и объема информации, и скорости движения, и степени проявления того или иного качества и т.п. Любое из этих количественных изменений ведетк появлению нового качества. Появление нового качества – это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как применительно к предметам, для которых характерно простое превращение в пределах данного уровня организации системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы на другой,является как бы межевым знаком процесса развития.

Переход вещи из одного качественного состояния в другое является скачком. Таянье льда, подростковый возраст как переход к юности, замена командно-административного управления демократическим - это и есть скачки. Скачки могут быть длительными по времени, краткосрочными, бурными, даже протекать как взрыв, или быть плавными. Разумеется, между этими полюсами существует и середина. Важно заметить, что скачок как прерыв постепенности находится в единстве с постепенностью.