Вступление
Существование и развитие большей части культур нынешнего человечества сейчас определяются такими политическими, экономическими, социокультурными и духовными процессами, как глобализация и интеграция друг в друга, взаимопроникновение одна сквозь другую. Правильно говорить, что мировое общество находится на пороге новой эры, когда “железных занавесов” и непробиваемых границ более уже не будет существовать, когда сегментация мировой культуры станет менее выявленной и менее глубокой. Сила влияний культур друг на друга в мире в целом настолько увеличилась, что приходится констатировать: раньше мировая история такого размаха ещё не знала. Научно-техническая революция, развитие мирового предпринимательства, экспансия, в особенности информационная, некоторых государственных систем со своими культурными ценностями и прочие факторы – всё это привело к феноменальным геополитическим изменениям, к тому, что границы между разными культурными, ценностными и мировоззренческими мирами начали если не стираться, то заметно уменьшаться. И это является тем фактором, который подчеркивает особую важность научных дисциплин, изучающих современные культуры и взаимосвязи между ними, а также между их компонентами (так как сами знания, полученные субъектом в этих областях, разрешают не только эффективно ориентироваться в вышеуказанных процессах современного мира, но и разумно, корректно принимать участие в последних; они превращаются в необходимый базис такой деятельности). Среди подобных дисциплин выделим культурологию, политологию, религиоведение, экономику, этнопсихологию, этносоциологию, философию и прочие.
Мы считаем нашу работу актуальной, так как поднимается и рассматривается проблематика, которая составляет основу любой из существующих культур, её философского, религиозного, психологического и социологического уровней существования и познания действительности, является базисом ценностного мира бытия общества, как конкретного (народа, государства, макрорегиона), так и в целом: проблематика отношения к жизни и к смерти.
Сформулируем задачи нашей работы, объект и предмет её изучения, её специфику, основы и методы, которые будут использоваться нами при изучении проблемы.
Так, объектом изучения, которое будет проводиться, являются основные (наиболее распространенные) мировоззренческие, ценностно-ориентировочные, религиозные и философские системы взглядов, существующие в наиболее значительных культурах современного мира и психологически связаны, с ними (культурами), а также – обобщённо – представители этих культур (как носители вышеуказанных систем взглядов). Предмет данной работы представляет собой психологические особенности проблемы жизни и смерти у представителей разных культур современного мира и их (особенностей) кросскультурное сравнение.
Специфика раскрытия сути проблемы жизни и смерти в разных культурах современного мира, которую предлагаем мы, будет состоять, во-первых, в общем раскрытии понятий “жизнь”, “смерть”, “проблема жизни и смерти”, во-вторых – в углублении в религиозный и философский мир каждой из тех культур, которые будут подвергнуты нашему анализу, акцентуации отношения к разбираемой проблеме, к её психологического компоненту, в-третьих – в сравнительном анализе этих отношений и их психологических аспектов у представителей соответствующих культур. Полученная и проанализированная информация будет резюмирована в конце работы.
Как только что было сказано, в нашей работе будут проводиться углубления в религиозный и философский контекст каждой из культур, которые будут нами рассматриваться. Это целиком корректно, так как проблема жизни и смерти именно и решается через эти духовные феномены, и анализ данной проблемы в отрыве от религии и философии будет в большинстве случаев, скорее всего, неэффективным, а то и бесплодным. Религия, конечно, связана с проблемой жизни и смерти в большей мере, чем большинство философских учений, но и последние невозможно вычёркивать в применении к данному содержанию, поэтому основные, важные для раскрытия нашей темы философские направления также будут рассмотрены и необходимым образом проанализированы.
В тех случаях (а их большинство), когда речь будет заходить о культурах, отдалённых от Западной своим культурным и психологическим пространством, мы считаем необходимым дать также короткое содержание исторического развития тех духовных учений, которые связаны с этими культурами, и решением проблемы жизни и смерти в этих учениях и культурах, так как именно таким образом возможна более понятная рефлексия раскрытия данной проблемы относительно мышления, миропонимания, психологии представителей различных культур современного человечества.
В нашей работе будут использованные следующие методы: изучение и резюмирование некоторых соответствующих по тематике материалов, в том числе и из сети Интернет; сравнительный анализ содержаний некоторых литературных произведений, которые имеют в себе выражения отношения к проблеме жизни и смерти той или иной религии, философии, культуре; анализ информации о представителях различных культур; и др.
Измерения сущности жизни и смерти
Что же представляет из себя проблема жизни и смерти ? Дать даже относительно развёрнутый ответ на этот вопрос не так легко, как могло бы показаться на первый взгляд. Именно по той причине, что он был актуальным всегда, со времен, когда человек начал мыслить, и до настоящего момента, человечество старалось ответить на него – в любой форме: мифа, философии, науки, религии, искусства. Тысячи научных, художественных, религиозных и философских работы написаны по этой тематике, миллионы мыслей рождались и многие из них распространялись. Именно эта проблема продвинула вперёд культуру и науку, рождала религии, развивала философию. Так было, так есть; скорее всего, так будет и дальше. Но страх смерти (об этом писал даже “отец психоанализа” З. Фрейд) имеет биологический базис. Может ли живущий человек, даже развитый, полностью порвать со своей природой?
В самом деле, понятно, что каждый человек не является только социальным существом, а ещё и биологическим; мы не будем поднимать здесь другой вопрос – что доминирует в человеке: природное или общественное, – но в любом случае, биологический компонент существует, а раз так, человек как живое существо боится, приходит в ужас от этого страха – страха умереть, страха смерти. Биологическая жизнь – постоянная борьба за существование, борьба со смертью. Человек существует, человек живой, человек вступает в борьбу за своё существование в процессе этого существования, в борьбу за жизнь – так как знает, что она, эта жизни, когда-нибудь закончится, а ему этого совсем не желается. “Неизбежность смерти – самая тяжёлая из наших горестей”, – утверждал французский мыслитель семнадцатого столетия де Клапье де Вовенарг. Тяжело не согласиться с его словами. Жизнь (по крайней мере, своя собственная) входит одним из важнейших элементов (или даже именно важнейшим, решающим) в ценностный мир почти каждого человека. Итак, мыслящий человек хочет эту жизнь максимально продолжить и победить, преодолеть смерть.
Таким образом, проблему жизни и смерти мы понимаем, как поиск возможностей победить смерть и продолжить свою жизнь, в идеале, до бесконечности. Можно сказать иначе: проблема жизни и смерти – это попытки подавить, нейтрализовать или разрешить гнетущий страх смерти, которая когда-нибудь обязательно настанет, постоянно существующий в человеке. Попыток решить эти проблемы за историю человечества накопилось великое множество; также очень много их существует и в современном мире. Это и направление научно-биологическое (попытки, всё более удачные, продлить жизни человека за счёт вмешательства в человеческий геном, то есть на генетическом уровне), и криогенное (ожидания возможности оживления специально замороженных только что умерших людей в будущем, когда наука будет находиться на более развитом, чем сейчас, уровне), и один из взглядов материалистической философии, по которому человек продолжает свою жизнь в детях и своих достижениях, и масса религиозных и религиозно-философских взглядов, утверждающих, что у человека существует бессмертная душа, которая остаётся после смерти физического тела, и прочие подходы.
Раскрытие проблемы жизни и смерти будет, конечно, неполным или даже некорректным, если не осветить значения самих этих терминов – “жизнь” и “смерть”. Итак, какие же существуют ныне основные взгляды на сущность жизни?
Жизнь – это способ существования белковых тел, считал Ф. Энгельс. Почти вся советская наука отталкивалась от этого определения; считалось, что за пределами существования белковых тел жизнь не имеет места. Такие взгляды объединялись с общим мировосприятием в духе диалектического материализма, приматом материи над духом. Возможность существования души отбрасывалась, равно как и идеалистическая, и дуалистическая философия вообще. В “Советском энциклопедическом словаре” находим следующее определение понятия “жизнь”: “Жизнь – одна из форм существования материи, которая закономерно возникает при определенных условиях в процессе своего развития. Организмы отличаются от безжизненных объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к разнообразным формам движения, способностью к приспособлению к среде и т.п.”1 Взгляды диалектического материализма приравнивались в Советском Союзе к научным, но, скажем сразу, современный уровень развития науки, в частности – биологии, показывает, что такие сравнения не верны. Жизнь оказывается значительно более сложной, чем она считалась ранее – а потому в современной науке существует масса её определений.
Например, одно из других определений понятия “жизнь”: это процесс существования сложных биологических систем, которые состоят из крупных органических молекул и способны к самопродуцированию и к поддержке своего существования в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.2