1.Предпосылки происхождения философии.
Мифогенная теория. Мифы – это художественная переработка в сознании людей в окружающем мире. Мифы делятся на: космологические, антропологические, социально-культурные, исторические. Миф соединяет правду и вымысел сверхественного мира, восприятие мира – круговое. Здесь размышления о жизни и смерти, о временах года.
Религия. Религиозная вера - основана на особом чувстве, переживании мир делится на божественный и земной. Человек стремится избавиться от страха с помощью молитвы, обращенной в предметы веры. Человек верит в могущественную силу предмета. Люди издревле верили, что душа покидает тело и переходит в другое тело.
Социогенная. Считается, что на возникновении философии повлияли социально-экономические факторы.
2. Предмет и структура философии, специфика.
Предметом философии является всеобщее - это наука об общих чертах свойствах этого мира. Изучает: каждый предмет, изучает свои вопросы. Например: биология – о жизни; история - о прошлом; философия объединяет в себе все вопросы.
Специфика философского знания: 1. Философские проблемы противостоят здравому смыслу. 2. Метофизический характер философских проблем. 3. Вечный характер философских проблем. 4. Антропологический характер.
3. Функции философии. Мировоззренческая функция. Мировоззрение – совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненный установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека и миру и выпускающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности. Мировоззрение может быть: правовым, политическим, религиозным, нравственным, культурным. Методологическая функция . Метод переводится как путь т.е. отыскать нужное. К методам относятся: диалектический – учение о развитии движении. Метофизический – ничего не развивается, все изолировано. Рационалистический – разум. Социализм – метод, в основе которого лежат чувства. Иррационализм – неразумный путь (хаос).
Критическая функция, т.е. все подвергать сомнению. Оценочная функция.
4. Особенности Древней Индийской философии.
В первых священных книгах Индии – Ведах – наряду с религиозными идеями, излагались представления о едином и многосоставном мировом порядке ( Рита, Легенда о Пуруши) , целостности духовной субстанции(Брахмана), индивидуальной душе (Атамана), перерождения душ (их бессмертие, согласно закону воздаяния – Карма). Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в 16 в. до, н. э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Веды – древнейшее знание, книга. Упанишады – комментарии к ведам. Суть книги – называется брахман – бог. Представление о том, что весь мир это – бог называется пантеистическим. Пан – это все, везде, во всем. Средние века представление о мире – было монотеистическим – т.е. один бог. Индийский брахман он безличен. Атман – человеческая душа. Душа не находится вместе с брахманом. Главная задача: умереть, чтобы родиться вновь, или чтобы попасть в брахманы. Закон Кармы – закон состояния за все дела. Путь к брахману- долгий путь называется путь Нирваны.
5. Учение Буддизма.
Буддизм «Учение Пробуждённого» [источник не указан 90 дней]) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (Босхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Будда Гаутама.
В основе буддизма лежит учение о «Четырёх Благородных Истинах» : о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии.
Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.
Первая благородная истина говорит о страдании. Вторая благородная истина – потому зло. Третья благородная истина – говорит о прекращении страдания. Чтобы избежать страдания нужно обуждать жажду жизни. Четвертая благородная истина говорит о пути, который ведет к прекращению страдания. Он называется Благородным Восьмеричным.
6. Особенности древнекитайской философии. Конфуцианство.
Конфуцианство— китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию(551—479 до н.э.). В Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в его названии не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). В чём состояло учение самого Конфуция теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён.
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
7. Даосизм – путь жизни в китайской философии. Учение Лао-Цзы.
Даосизм— китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия.
Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае, в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.
Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.
Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.
Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.
В начале 2 тысячелетия н. э. фигура Лао-Цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира — Пань-гу.
8. Философия в Древней Греции. Милетская школа – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.
Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.) Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.
Фалес ( VII—VI вв. до н. э.). Будучи купцом, использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Был гидроинженером, разносторонним учёным и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как учёный, широко прославился в Греции сделав удачное предсказание солнечного затмения 585 до н. э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте и в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки.
Анаксимандр ( 610—547 до н. э.). Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное» (ἄπειρον). По обособлении из него тёплого и холодного возникает огненная оболочка, облекающая воздух над землёй. Притекающий воздух прорывает огненную оболочку и образует три кольца, внутри которых заключается некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так происходят три круга: круг звезд, Солнца и Луны.