Главный структурный элемент ПС - люди. Определяющим ПС являются средства труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности.
Способ пр-ва - 1. соединение техники с человеком. 2. Способ добывания мат благ для которого характерны исторически определенные отношения между людьми. Таким образом, СП это не просто способ воздействия на природу, а вид жизнедеятельности людей, их определенный образ жизни. Показателем развития производительных сил является производительность общественного труда.
Диалектика развития ПО и ПС
рабовладельческий труд - доиндустриальное пр-во,общество;
машинный труд - инд пр-во;(на этой базе могли сущ соц строй и кап строй;) кап строй ->след ступень, соц строй->кризис;
автотруд - пост инд общество;
почему так, рассказано в книге Маркса «Критики политэкономики. Предисловие»
В данной книге Маркс пишет, что люди в пр-ве вступают в ПО=> ПО завис от ПС
ПО, находящиеся в зависимости от ПС, являются необходимым исторически обусловленным условием для развития ПС Люди довольно консервативны, поэтому ПО развивается медленнее ПС. Такое недоразвитие является экономической причиной социальной революции, в результате которой происходит смена производственных отношений в соответствии с уровнем развития ПС. Причина кризиса при социальном строе - несоответствие (ПО создавались искусственно, подгонялись под социальную идеологию;)
Производственные отношения соответствуют ПС. ПО==ПС;
Взаимодействие ПС и ПО подчиняется общему, действующему на протяжении всей истории закону соответствия ПО уровню развития ПС. Этот закон выражает объективно существующую зависимость ПО от развития ПС. Данный закон был раскрыт Марксом в работе(см выше). В общественном производстве своей жизни люди вступают в опред, необходимые и не зависящие от их воли ПО, соответствующие данному уровню развития ПС. Данное положение выражает суть основного принципа мат понимания истории.
1) ПС определяют ПО
2) ПО есть социально- экономическая форма функционирования и развития ПС
3) Каждому уровню развития ПС естественно - исторически соответствует только своя социально-экономическая форма ПО.
ПО призваны укреплять и способствовать саморазвитию породивших их ПС. ПС развиваются непрерывно, ПО - скачкообразно. На определенном этапе развития ПО начинают отставать от ПС, тогда ПО превращаются в оковы ПС Возникает конфликт, который может разрешиться только социальной революцией, в ходе происходит обновление ПО.
Если же не происходит замены ПО то в обществе неизбежно возникает кризис.
Вывод: Современные ПО капитализма способствуют развитию ПС, о чем свидетельствует высокая производительность труда в развитых странах. ПО, основанные на обществ собственности сдерживают развитие ПС, о чем свидетельствует низкая производительность труда (например в России)
Для вывода страны из кризиса и преодоления стогнации производства следует установить такие производственные отношения, которые способствовали бы развитию ПС общества;
Социальная структура общества. Любое общество не есть просто совокупность отдельных индивидов, а есть совокупность различных групп людей, объединенных какими-либо интересами. Таким образом, общество - совокупность связей и отношений, которые складываются между группами и общностями, в которые объединены люди. Социальные структуры общества - совокупность классов, слоев, групп и взаимоотношения между ними. Социальные структуры выделяют по различным признакам, например социально-демографическая структура общества. Все зависит от главного критерия по которому производится структурирование. В завис от численности, социальные общности подразделяют на «большие»(классы, нации), «средние»( территориальные общности и производственные коллективы), и «малые»(семья). Каждая ОЭФ имеет свою социально-классовую структуру, главной детерминантой социальной структуры общества является исторически конкретный СП. На это указывал Маркс в своей работе « Письмо к Вейдемейеру» Маркс писал: «существование классов связано лишь с определенными фазами в развитии материального пр-ва. Каждая ОЭФ имеет свою, присущую только ей социально-классовую структуру, которая, отражая степень развития СП, является необходимым условием его функционирования и саморазвития.» Определение класса было дано Лениным в его работе «Великий почин» Классы - большие группы людей, различных по их месту в исторически определенной системе общественного пр-ва, по их отношению к собственности, по их месту в общественной организации, а также по размерам и способам получения доли тех обществ богатств, которыми они располагают.
Источником разделения общества на классы является общественное разделение труда (ОРТ) по конкретным видам деятельности. Исторически определенное отделение пастушества от земледелия, отделение ремесла от сельхозработ. Отделение умственного труда от практически-прикладного. ОРТ приводит к появлению частной собственности. В обществе появляется социальное неравенство.
Пути происхождения класса.
1.Через отделение в общине эксплуататорской верхушки.
2.Посредством обращения людей в рабство.(Сначала чужеплеменников, затем - своих)
Главная причина разделения общества на классы лежит в прогрессе. Теория разделения общества на классы нам интересна потому, что в нашей стране долгое время существовала теория уничтожения классов посредством уничтожения ОРТ. Однако практика показала, что уничтожить ОРТ невозможно. Вывод: любое волюнтаристическое изменение социальной структуры общества нанесет вред существующим СП.
Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, существование которых обусловлено существующими СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарождающегося СП. Кроме классов в обществе существуют сословия, касты, слои. Экономические условия и занимаемое ими место в обществе определяют их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостряется в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы:
1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие условия существования.
2.Политическая борьба за власть
3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»).
Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность ( перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность (перемещение в пределах одной страты).
Социальные отношения и их развитие.
СО- это многообразие связи между членами общества, социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе материально - производственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни. К первому уровню СО относятся те отношения, которые складываются независимо от нашего сознания т.е. в процессе производства материальных благ. Второй уровень СО складываются и возникают лишь проходя через наше сознание. К примеру СО идеологические, дружеские. В процессе производства Материальных благ человек вступает в социальные отношения. Эти отношения могут иметь разную окраску . Например, отношение по владению и использованию орудий труда и т.д. Труд сделал человека человеком - это просматривается при подходе к развитию СО диалектически. В процессе прогресса способа производства и появление разделения труда менялись и общественные отношения . Другими словами каждой ОЭФ соответствует конкретные СО.
Если законы общества объективны, тогда какую роль в общественном развитии играют люди? Если действие законов общества, как и законов природы фатально и неизбежно, то деятельность людей бессмысленна, ведь никому не может придти в голову создавать партию по ускорению солнечного затмения. Такая точка зрения называется фатализмом. Если люди могут воздействовать на общественные законы, «обуздать» их, повернуть их действие вспять, то тогда они только и должны заниматься революционно- преобразовательной деятельностью, создавать партии и осуществлять либо строительство коммунизма, либо переходить к новым производственным отношениям за 500 дней. Эта точка зрения называется волюнтаризмом. С точки зрения материализма, объективное и субъективное в обществе органически слиты. Роль субъективного фактора в истории значительна, но деятельность людей не может носить произвольный характер. Она подчинена объективным условиям существования конкретно-исторического общества, зависит от уровня развития производства, государственного устройства, состояния духовной жизни общества, т.е. от всего того, что человек наследует от предшествующей деятельности людей, от предшествующего общества. То, что не зависит от него, является объективным.
Если историческая личность осуществляет свою деятельность в соответствии с объект законами развития то она способствует прогрессивному общественному развитию и наоборот, незнание, недооценка общих закономерностей и тенденций общественного развития в деятельности людей негативно влияет на ход истории. При всей многовариантности история развития общества имеет свою «столбовую дорогу» цивилизации, детерминированную историческими закономерностями, теми объект законами, соответствие которым только и позволяет обществу развиваться прогрессивно и наоборот, отклонение от которых обрекает его на гибель. Отклоняясь от столбовой дороги цивилизации погибло не одно государство(Ацтеки, Инки) И тем не менее люди преувеличивают роль субъективного фактора, пытаясь пришпорить общественный процесс, переделать по своему желанию.