Смекни!
smekni.com

Вопросы и ответы к экзамену по философии 2 (стр. 13 из 20)

Вопрос 37. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.

Проблема человека и его свобода в философии.

Основные философские школы:

- объективно-идеалистическое понимание сущности человека,

- субъективно-идеалистическое,

- метафизически-идеалистическое,

- диалектико-материалистическое,

- иррациональное.

Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития. Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.

Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Но понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только философия, как религия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет.

Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. С понятием человек тесно связано понятие индивид. Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода. Понятия человек и индивид соотносятся как общее и единичное. Индивид соединяет в себе общее, которое в то же время характеризуется специфическими чертами. Индивид - это понятие, фиксирующее единичный, и в то же время родовой признак - принадлежность субъекта к человеческому роду. Индивид означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными свойствами, отличающими ее от других. Индивид уникален, единичен. Индивид - это социальное явление, и чтобы понять, как он возникает, развивается и выражает себя, нужно исследовать те общественные отношения и ту социально-практическую деятельность, в которых он существует.

Индивидуальность - это уникальное воплощение общечеловеческого в личности, это то самобытное, неповторимое в человеке, что отличает его от других людей. Индивидуальность - это особенности характера и психического развития, это неповторимая совокупность человеческих свойств, хотя мера индивидуальности может быть различной. Индивидуальность определяется, во-первых, спецификой наследственности, физиологической основы, а во-вторых, особенностями той социальной среды, в которой человек формируется, той конкретной системы взаимодействующих между собой индивидов, которая и делает каждого из них тем, что он есть. Одним из условий успешного развития общества является сосуществование в нем многообразия индивидуальностей.

Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Сущность личности определяется развитостью общества. Личность несет в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни. Но человек и общество не тождественны, и личность не простая сумма общественных отношений, а уникальная, органическая само реализующаяся система с ансамблем всех общественных отношений, который неповторим в каждом человеке, Индивид не только изменяется сам, но изменяет и само общество. Личность - это выражение общественных отношений и функций человека, как субъекта деятельности, познания и совершенствования мира. Она формируется в процессе деятельности и общения.

Саморазвитие личности - это развитие преимущественно самой личностью трудовых, мировоззренческих, физических, нравственных, эстетических качеств. Самореализация представляет собой реализацию творческих возможностей личности собственными усилиями. Самоутверждение - это утверждение себя как личности. Мировоззрение связывает личность со всем окружающим миром. Благодаря силе воли мировоззрение личности и ее деятельность становятся устойчивыми и цельными. Личность обладает самосознанием, мировоззрением, волей, характером, нравственными и эстетическими установками. Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Личность развивается в процессе деятельности, и чем разнообразнее виды деятельности, в которые она включена, тем более всесторонне она развивается. Формирование личности изначально детерминируется средой, в которой человек живет и развивается. Социальная среда, а также природные условия представляют собой факторы, влияющие на формирование личности.

Каждой общественно-экономической формации присущи определенные типы личностей. Свобода предполагает прежде всего сознательный выбор линии жизни, сферы и видов деятельности, выбор со знанием дела. Самореализация личности - это выявление ее потенций, ее способностей и их развитие и применение на деле. Свобода и самореализация личности неотделимы от социальной политики, подчиненной удовлетворению ее интересов и потребностей, как материальных, так и духовных. Анализ проблемы человека показывает, что в настоящее время настоятельной необходимостью становится интеграция, естественных, технических и гуманитарных наук в ее исследовании.

Вопрос 38. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания.

Целостное представление о жизни общества дает рассмотрение только 3 сферы общественной жизни: Социальная, Экономическая и Политическая. Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, которая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику общества во всей его целостности. Истоки духовной жизни общества коренятся в двойственной природе общества. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности. Бытие человека- это сложный процесс развития тела человека и его духа. Особенностью человека, отличающей его от животного, является то, что для удовлетворения своих потребностей он не приспосабливается к природе , а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное производство. Материальное производство - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Рез-том материального производства являются материальные вещи. Духовное производство (ДП) - осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это производство духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают:

1. Его материальное происхождение.

2. Его предназначение, поскольку основная функция дух жизни - это ориентация человека в мире., она направлена на изменение материальной жизни общества . Кроме того, продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, предмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостоятельно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например, люди придумали символы, ноты, цифры, которые существуют объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деятельности людей ничего не значат. Принципиальное различие между материальной и духовной деятельности людей сводится к следующему: