Смекни!
smekni.com

Вопросы и ответы к экзамену по философии 2 (стр. 8 из 20)

В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии.

Методы подразделяются на 3 группы:

1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.)

2. Общие( применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика).

Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие.( изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклически происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи , явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.( метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

Вопрос 25. Особенности Античной философии.

Первые философские знания и учения возникли 2.5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Древней Греции. В Индии основные философские положения содержались сначала в религиозном учении Брахманизме. Брахманизм был изложен в 4-х ведах. Под ведами понимаются сборники гимнов в честь богов. В середине 1 тыс. до н.э. в Индии появились критические в отношении брахманизма учения адживика, джайнизм и буддизм. Вплоть до нового времени Индийская философия ориентировалась на авторитет вед и на неортодоксальные учения: Чарвака, Локаята, Адживика, Джайнизм.

Становление древне-китайской философии шло примерно аналогичным путем. В Китае философские мысли соотносились с конфуцианской ортодокцией. В Индии не было приоритета какого либо философского направления, в Китае же со 2 века до н.э. и до нового времени ведущим учением было конфуцианство, ему противостояли Даосизм, Моризм, Легизм.

Наиболее высокого развития философская мысль достигла в Древней Греции. Основными центрами возникновения Древне- Греческого материализма в 6 веке до Н.Э. были города государства Милет и Эфес. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреческие учения носили стихийно - диалектический и наивно -материалистический характер. Материальность мира и его материальное единство воспринимались древнегреческими философами, как нечто само - собой разумеющееся. Они пытались объяснить мир. Это были наивные попытки объяснить мир из самого мира. При этом древнегреческая философия была тесно связана с мифологией и религией. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика(Гераклит), которая учила, что все в мире течет и изменяется, и что невозможно войти дважды в одну и ту же реку. Гераклит развивал свое учение в борьбе с пифагорийцами, которые считали, что в основе лежит не материя , а числа, образующие космический порядок. Познать мир, по их мнению, значит познать управляющие им числа.

Традиции Милета и Гераклита получили свое развитие в 5-ом веке до н.э. особенно в учении Демокрита, который, развивая идею Левкиппа, разработал атомистическую теорию. По его мнению, мир имеет свое материальное первоначало. Существуют два вида материи: атомы и пустота. Атомы неизменны, неделимы, одинаковы и равноскоростны, кроме них еще реально существует пустота, в которых атомы движутся. Идеи Демокрита в дальнейшем были развиты Эпикуром и Лукрецием Каром. Родоначальником идеализма признается Платон, который глубоко и существенно разработал теорию диалектики понятия. Именно Платон и его учитель Сократ основали учение объективного идеализма. Теория Платона - теория воспоминаний. Согласно Платону наши души живут в мире идей, существующем извечно. Покинув его, душа как бы забывает о нем, однако иногда душа бывает способна вспомнить то, что видела в мире идей. Античная философия достигла своего расцвета в учении Аристотеля. Его учение охватывало все знания, поэтому в своих философских учениях Аристотель колебался между материализмом и идеализмом.

Вопрос 26. Немецкая классическая Философия.

1. Иммануил Кант. 2. Гегель 3. Феербах.

Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода. Родоначальник И. Кант

Кант уделял много времени естествознанию и выдвинул космогоническую гипотезу( о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности, которая развивалась и развивается согласно присущей ей закономерности. В этом смысле можно сказать , что Кант впервые дал глубокую критику метафизическому пониманию природы. В целом система Канта ориентируется на компромисс между материализмом и идеализмом. Кант признает объективную реальность, но считает, что «Вещи в себе» не зависят от познающего субъекта, и, более того, непознаваемы. Идеализм у Канта приобрел форму априоризма (знания без ссылки на опыт) Кант считал основной задачей философии - критический анализ познавательной способности человека и установление границ познания. Источником знания, по Канту , являются независимые от опыта, предшествующие ему определенные формы чувственного и рассудочного. «Вещи», по К , находятся в «себе», они всегда в себе, ни одна вещь не может стать вещью для нас, т.е. быть познанной. Пространство и время не зависят от опыта и предшествуют ему. Рассудок, по К, для того, чтобы мыслящий обладал понятийно - логическими категориями. Еще до того как человек столкнулся с понятием причинности это понятие уже было. Не понятия должны соответствовать объектам, а объекты понятиям. В разуме неизбежно возникают Антиномии - противоречия , с одинаковой степенью доказуемые и объясняемые в мыслительном процессе.

1. Мир конечен (тезис) и бесконечен (антитезис).

2. Вещество бесконечно делимо и неделимо.

3. В мире царит свобода и нет свободы

4. Существует первопричина мира и не существует ее.

По мнению Канта, такие антиномии присущи только человеческому разуму.

Будучи уверенным в непознаваемости мира, Кант ошибочно полагал, что такие антиномии неразрешимы.

Гегель: Считал, что некая духовная сила является творцом действительности. Эту духовную силу Гегель называет абсолютной идеей или абсолютным духом. Она существует неизвестно где, до возникновения мира. При этом абсолютная идея обладает способностью развиваться. Движущей силой развития при этом Гегель называет стремление абсолютного духа познать себя. Путь развития абсолютной идеи представляет собой замкнутый круг, возвращающий абсолютную идею самой себе. Гегелевская философия состоит из 3-х частей: 1. Логика 2. Философия природы 3. Философия духа. Каждая из этих частей как бы раскрывает ступени развития духа.

Первая часть рассматривает законы мышления, разума, но речь идет не об обыкновенном человеческом мышлении, а об объективном мышлении, т.е. о мышлении как деятельности существующей независимо от человека и от природы. В рамках 1-й части характеризуется 1 первая ступень раскрытия абсолютной идеи. Гегель пользуется общими понятиями. «Понятийный круг развития абсолютной идеи. Завершив круг, абсолютная идея перевоплощается (Отчуждается)».

Содержание 2 части по сути есть превращение абсолютной идеи в предметы и явления природы. По Гегелю предметы не имеют места в реальности, пока абсолютная идея в своем развитии не подошла к необходимости перевоплотиться в предметы.

3 часть представляет собой идеалистическую философию общественной жизни. Абсолютная идея на этом этапе развития сбросила природную оболочку и воплотилась в обществе. Мировой дух теперь как бы взбирается по ступенькам лестницы общественного развития. По мнению Гегеля, воплощением самого духа является германское общество и Гегелевское учение. Таким образом, окончательно оформилось противоречие между методом и системой Гегеля. Принципы Гегеля носили диалектич характер, а выводы были материалистическими.

Феербах. Развил учение антропологического материализма. Он был последним представителем НКФ. По его мнению, философия должна быть антропологической. Он считал, что вещи нужны как средства жизни, что они есть объективные как сама природа. Сознание и мышление являются продуктами человеческого МОЗГА который есть высший продукт материи. Он признает познаваемость мира, говорит, что вещи отражены в нашем сознании, что наши ощущения и представления - образы вещей. Однако материализм у него механический, метафизический (отбросил диалектику), непоследовательный.

Вопрос 27. Общество как целостная, саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.

Рассмотрение общества как системы означает